Растаможка Lexus, Toyota, BMW без льгот: Одна машина по цене двух или новые пошлины в действии? (обзор+расчеты)

09:22 22-10-2019

Растаможка Lexus, Toyota, BMW без льгот: Одна машина по цене двух или новые пошлины в действии? (обзор+расчеты)За два с небольшим месяца до Нового года общественность вспомнила не только о наступлении праздника, но и вступлении новых таможенных пошлин на ввоз автомобилей. Срок действия льготных пошлин истечет в последний день 2019 года. С 1 января 2020 года Кыргызстан встанет на один уровень с Евразийским экономическим союзом и будет работать по единым тарифам на ввоз автомобилей. Это значит, что взнос государству за пригон нового автомобиля вырастет в разы. Сказать о том, во сколько именно раз – сложно, так как это будет зависеть от конкретной марки и года выпуска.

Как обстоят дела на авторынке на данный момент, каковы ожиданиях на ближайшее будущее, во сколько обойдется растаможка автомобиля по единому тарифу? Обо всем по порядку.

В новый год с новыми пошлинами

Как не раз говорилось, в июле 2018 года правительство снизило ставки таможенных пошлин на ввозимые гражданами автомобили до уровня ставок, действовавших в 2014 году. Так планировалось стимулировать ввоз электротранспорта и гибридных авто, сократить число старых машин и изменить возрастную структуру автопарка страны в целом.
По льготным пошлинам наибольшая экономия наблюдалась при растаможке автомобилей, выпущенных 8-12 лет назад. Завозить автомобили старше 13 лет, наоборот, стало дороже.

По ставкам, действующим с начала 2018 года, растаможка автомобиля 2007-2011 годов с объемом до 3 литров составляла $12,3 тыс., по сниженным тарифам – $1,2-2,1 тыс. Экономия на платежах за эти авто насчитывает $3,3-3,6 на 1 куб.см. или $9,9-10,8 тыс. за автомобиль. Для машин 2016-2018 годов сумма экономии – $2 за куб.см. или $6 тыс. за автомобиль.
С января 2020 года вступят в силу новые таможенные пошлины и растаможка станет еще дороже, чем была в начале 2018 года. Льготные пошлины, безусловно, позволили гражданам обновить автопарк и завести «свежую» машину по приемлемой цене, но также они смазали плавный переход на единые пошлины союза. Если с 2014 года граждане постепенно привыкали к новым, все более высоким ставкам, то с 1 января им придется лицом к лицу столкнуться с кардинально другими цифрами в бланках оплаты пошлины.

Паника или спокойствие

Из-за опасений перед дополнительными расходами разговоры о ситуации на автомобильном рынке, отношении автоперевозчиков и автолюбителей к повышению таможенных пошлин стали активнее.
На заседании парламента депутат ЖК Таабылды Тиллаев («Республика-Ата-Журт») заявил, что у людей паника – успеют ли они завезти авто по льготным пошлинам.
«Два месяца осталось, успеют или нет, у людей паника, все везут авто или стараются купить. Как бы завтра они не погорели, как два года назад, когда все купили авто, а цены на них упали», - сказал депутат.
В свою очередь автоперевозчик Давран Хакимов рассказал, что ажиотаж начнется после поднятия таможенных пошлин на ввоз автомобилей, сейчас же на авторынке спокойно, активной торговли не наблюдается. Несмотря на спокойствие на рынке автоперевозчики действительно опасаются повторения ситуации 2015 года, когда рынок «встал». Предприниматели стараются этого избежать – основная часть перевозчиков перестала заказывать машины за рубежом или покупать их на аукционах в последнее время. По их мнению, так они не рискуют попасть под действие уже новых пошлин.

В администрации авторынка «Риом» добавили, что говорить об изменении ситуации после вступления в силу новых пошлин сложно. Однако значительных изменений не ждут.
«Машин на рынке много, поэтому серьезных изменений не будет. Как изменятся цены на уже завезенные машины, будет зависеть от покупателей. По высокой цене покупать никто не будет», - сказал представитель авторынка.

Возможная отсрочка – решение проблемы?

Спокойствие на авторынке можно связать с ожиданием отсрочки вступления в силу новых пошлин. В памяти свежи переносы вступления в силу ОСАГО, еще более показателен перенос вступления в силу техрегламентов ЕАЭС о требованиях к производимому топливу, отсрочить который удалось буквально на днях. Эти факты говорят о возможности ввести отсрочку как на страновом уровне, так и пространстве союза.
К слову, правительство в лице Министерства экономики уже заговорило об этом. По словам министра экономики Санжара Муканбетова, срок изъятия истекает 31 декабря 2019 года, но у Кыргызстана есть возможность обратиться в Евразийскую экономическую комиссию и продлить этот срок.

«Сейчас идут консультации. В целом страны ЕАЭС – это один рынок и каждый участник поддерживает свой автопром. В рамках этого есть большие вопросы, мы их рассматриваем в правительстве и в рамках этого обсуждения скоро продвинемся вперед», - пояснил министр.
О необходимости переноса высказался и депутат Жыргалбек Турускулов («Республика-Ата-Журт»). Он пояснил, что с вводом льготных пошлин показатели ввоза машин пошли вверх. Сниженные ставки положительно повлияли на экологию и экономику страны, позволили сократить количество ввоза старых автомобилей и увеличить число новых авто. Более того, по его словам, в 2019 году было ввезено 29 электромобилей и 1299 гибридных авто.

Данные ГТС по ввозу автомобилей в Кыргызстан в 2016-2019 годы:
Растаможка Lexus, Toyota, BMW без льгот: Одна машина по цене двух или новые пошлины в действии? (обзор+расчеты)
О том, что автовладельцы и страна в целом нуждаются в отсрочке единого тарифа считают и другие эксперты в сфере перевозок. Высокая растаможка и отсутствие собственного автопрома могут стать причинами повторения негативных событий прошлых лет.
По мнению участников авторынка, за счет льготных пошлин насыщался не только внутренний рынок Кыргызстана, но и рынки других стран союза. За счет перевозки автомобилей внутри союза пополнялся фонд НДС. Однако в этом случае ситуация двоякая, так как борьба за НДС – это камень преткновения между соседними странами, который ведет к конфликту общих интересов.
«Если у кого-то есть иллюзии, что бюджет получит больше денег, то этого не будет. Спрос и предложение на рынке всегда должны быть в балансе. Когда он нарушается, то меняется цена. В 2018-2019 годах в Кыргызстан было завезено много машин, потому что большинство думало, что они подорожают. Есть риск, что в 2020 году машины зависнут. Новые покупать никто не будет. Машина — это средство передвижения, поэтому возникает и социальная проблема. Для кого-то это остается мечтой, не все успели ее воплотить. Это негатив может перерасти в конфликтное поле», - сообщил эксперт в сфере торговли.

Подушка безопасности для пошлин без льгот

В случае продления сроков действия льготных пошлин возникает вопрос, не придет ли страна к аналогичной ситуации к концу 2020 года. Эксперты считают, что срок можно будет перенести еще раз, но делать это постоянно нельзя. Для решения вопроса необходимо пойти по пути России и Казахстана и вести переговоры о том, чтобы начать сборку 2-3 брендов класса «эконом» на территории страны. Предпосылки для этого есть: дешевая рабочая сила, хорошие условия для инвесторов, недорогая электроэнергия.
Также стоит вопрос покупки мировых брендов на предприятиях, расположенных в странах ЕАЭС. Однако здесь есть сложности с менталитетом – людям привычнее покупка подержанной Toyota за рубежом, чем приобретение автомобиля южнокорейской сборки, произведенного в Казахстане. Поэтому участники рынка снова возвращаются к теме отсрочки и открытии предприятий на своей территории.

«Правильнее договариваться с Евразийской комиссией, объяснять партнерам зачем нам нужно переносить сроки. За это время можно договориться о строительстве нескольких заводов. К примеру, один на юге, второй – на севере. Условия в Чуйской и Ошской областях напрашиваются сами собой. Около года потребуется для переговоров о создании совместного предприятия, еще год на создание и запуск. Таким образом, необходимо 2 года отсрочки. Вот тогда будет логика в повышении тарифов», - сказал один из экспертов.

Грустный сценарий: Ожидания в цифрах

Готовить площадку для единых тарифов действительно необходимо, однако пока вопрос о переносе остается в подвешенном состоянии, для населения важнее реальные цифры, которые их ожидают.
В Управлении организации таможенного контроля Государственной таможенной службы рассказали, что переходить к единым таможенным тарифам планировалось постепенно. Есть переходное положение, согласно которому пошлины должны были повышаться в течение 2016-2019 годов. Так, нижняя планка тарифа должна была вырасти с $1,6 до $2,75 за куб.см, самая высокая – с $4,65 до $6,9 за куб.см. Но в середине 2018 года было принято решение о льготных пошлинах.
С 1 января 2020 года будет действовать единый тариф, который предполагает деление легковых автомобилей на 3 возрастных класса: до 3 лет, от 3 до 5 лет, свыше 5 лет.

Единый тариф ЕАЭС для растаможки автомобилей:
Растаможка Lexus, Toyota, BMW без льгот: Одна машина по цене двух или новые пошлины в действии? (обзор+расчеты)Для наиболее «свежих» машин пошлины основываются сначала на стоимости автомобиля, а затем на его кубатуре. То есть, за 1 куб.см. автомашины стоимостью не более 8,5 тыс. евро придется заплатить не менее 2,5 евро, за 1 куб.см машины стоимостью 8,5-16,7 тыс. евро – уже не менее 3,5 евро и так далее.
Самый дорогой «свежий» автомобиль, стоимость которого превышает 169 тыс. евро, обойдется в 20 евро за 1 куб.см. То есть, даже при объеме двигателя в 3 литра его растаможка достигнет 60 тыс. евро. Если же взять объем двигателя 4,5 литра, то размер пошлин вырастет до 90 тыс. евро. Однако в Кыргызстан такие машины не завозятся, а если подобные авто попадают в страну, то это будут единицы.
По тарифной сетке для машин в возрасте от 3 до 5 лет минимальный тариф составит 1,5 евро за 1 куб.см., максимальный – 3,6 евро за 1 куб.см.
Те автолюбители, которые решат привезти машину старше 5 лет, должны будут заплатить от 3 до 5,7 евро за 1 куб.см.

Минимальные и максимальные ставки по 3 «возрастным» категориям автомобилей:
Растаможка Lexus, Toyota, BMW без льгот: Одна машина по цене двух или новые пошлины в действии? (обзор+расчеты)
По словам перевозчиков, наиболее востребованными машинами в Кыргызстане, не считая российских автомашин, являются Lexus, Toyota, Honda, BMW, Volkswagen.
Основываясь на таможенных сетках, было подготовлено несколько расчетов таможенных пошлин.

Сетка до 3 лет – Lexus LX570
Для того, чтобы наглядно показать тарифы для автомобилей моложе 3 лет был выбран более дорогой вариант – Lexus LX 570 2-й рестайлинг 2018 года выпуска. Согласно официальному сайту Lexus, стоимость такого автомобиля составляет $105 тыс. или около 94 тыс. евро. Объем двигателя – 5,7 литра. Эта машина попадает под категорию от 84,5-169 тыс. евро, поэтому ставка за 1 куб.см. составляет 15 евро. Таким образом, таможенная пошлина за эту машину обойдется в 85,5 тыс. евро или примерно $95,5 тыс.

Сетка от 3 до 5 лет – BMW X6
Для расчетов пошлины на машину в возрасте от 3 до 5 лет подобран автомобиль BMW X6 нового поколения 2016 года выпуска. В этом случае растаможка будет основываться только на дате выпуска и объеме двигателя. Так как эта модель представлена с объемом двигателя в 3 литра и 4,4 литра, рассчитано оба варианта:
- растаможка автомобиля с объемом в 3 литра будет производиться по тарифу в 3 евро за 1 куб.см. и обойдется в 9 тыс. евро или $10 тыс.;
- растаможка автомобиля с объемом в 4,4 литра будет производиться по тарифу в 3,6 евро за 1 куб.см. и обойдется в 15,8 тыс. евро или $17,6 тыс.

Сетка от 5 лет – Toyota Camry
По сетке для машин от 5 лет была рассчитала пошлина для автомашины Toyota Camry 2009 года выпуска. Ее объем двигателя составляет 2,5 литра. Этот автомобиль попадает в категорию машин с объемом двигателя 2300-3000 куб.см. Ставка для них утверждена в размере 5 евро за 1 куб.см. Растаможка этого автомобиля будет насчитывать 12,5 тыс. евро или $13,8 тыс.

Таким образом, можно сказать, что наиболее выгодными вариантами являются автомобили второй возрастной категории с объемом двигателя до 3 литров, а также малолитражки старше 5 лет.
Категория «свежих» машин в возрасте до 3 лет практически недоступна для граждан Кыргызстана или подходит только наиболее финансовообеспеченной части населения.
В целом же, Кыргызстану необходимо подготовить среду для действия таких тарифов, получив отсрочку, так как время показало, что переходного периода стране оказалось недостаточно.

Алина Локтионова

Похожие новости: