Как сделать интеграцию в ЕАЭС выгоднее для бизнеса: взгляд из Беларуси

10:27 14-01-2020

Как сделать интеграцию в ЕАЭС выгоднее для бизнеса: взгляд из Беларуси Развитие малого и среднего бизнеса является одной из ключевых задач, работа над которыми ведется в рамках Евразийского союза. Немало способствует этому процессу деятельность ЕЭК, которая в тесном контакте с предпринимателями старается выявить и устранить как можно большее количество препятствий. Тем не менее, несмотря на имеющиеся успехи, остается немало вопросов, требующих проработки. О том, как увеличить отдачу от интеграционных процессов и сделать ведение бизнеса в ЕАЭС выгоднее, специально для «Евразия.Эксперт» проанализировала белорусский экономист Инга Пашкевич


Евразийская интеграция и бизнес
Развитие малого и среднего бизнеса (МСБ) во всем мире воспринимается как необходимый атрибут успешного социально-экономического развития страны. Малый бизнес обладает уникальной способностью смягчать последствия структурных реформ, быстро адаптироваться к меняющимся потребностям рынка, генерировать и воспроизводить технические и организационные нововведения, выводить экономику страны на новый, высокотехнологичный уровень. Подобная способность особенно важна для стран ЕАЭС, экономика которых переживает рыночные трансформации. Поэтому необходимо создать благоприятные условия для функционирования малых и средних предприятий (МСП), как на национальном, так и на наднациональном уровне.

Следует отметить, что понимание актуальности и важности вопроса создания благоприятных условий для бизнеса на территории ЕАЭС присутствует как в странах-партнерах по интеграционному объединению, так и на наднациональном уровне.

Государства-участники ЕАЭС стимулируют развитие предпринимательства на национальном уровне путем принятия соответствующих государственных программ, создания инфраструктуры, облегчающей становление и функционирование малых предприятий, предоставления финансовой, имущественной, информационной и иной поддержки субъектам МСП, а также путем формирования институциональных единиц, специализирующихся на оказании помощи предпринимателям.

В качестве наднациональной структуры, способствующей успешному развитию предпринимательства на евразийском пространстве, можно рассматривать Деловой совет ЕАЭС, который, не являясь формальной институциональной единицей ЕАЭС, обеспечивает взаимодействие и диалог между Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) и бизнес-сообществом стран-участниц объединения. В состав Совета входят Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Армении, Конфедерация промышленников и предпринимателей (нанимателей) Беларуси, Национальная палата предпринимателей Казахстана «Атамекен», Кыргызский союз промышленников и предпринимателей и Российский союз промышленников и предпринимателей.

Благодаря работе Совета предприниматели Армении, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана имеют следующие возможности:

– участвовать в обсуждении торговой политики и других вопросов в рамках Бизнес-диалога;

– сообщать о препятствиях на внутреннем рынке ЕАЭС;

– участвовать в процедурах общественного обсуждения проектов документов;

– участвовать в оценке регулирующего воздействия в отношении проектов решений Комиссии;

– участвовать в обсуждении нормативно-правовых актов ЕЭК на площадках консультативных комитетов, рабочих и экспертных групп;

– участвовать в развитии кооперации на основе отраслевых Евразийских технологических платформ;

– присутствовать на заседании Общественной приемной по разъяснению антимонопольного законодательства ЕАЭС;

– предлагать товары для маркировки;

– предлагать цифровую инициативу.

Площадками для взаимодействия ЕЭК с деловым сообществом стран-участниц ЕАЭС являются 23 консультативных комитета, 30 подкомитетов, более 20 рабочих и более 10 экспертных групп.

Результатами совместной работы евразийской комиссии и бизнес-сообщества ЕАЭС стали конкретные, практические преференции, наиболее значимыми из которых представители МСБ считают:

– устранение барьеров во взаимной торговле товарами, упрощение таможенных и других процедур при осуществлении внешнеэкономической деятельности (сокращение временных и административных издержек, связанных с пересечением внешних границ ЕАЭС и оформлением документов);

– введение единого технического регулирования, что позволило избежать дополнительных требований к безопасности продукции, проведения дополнительных процедур соответствия. Сертификат соответствия получается в одной из стран ЕАЭС по единой форме и свободно используется в остальных четырех странах-участницах;

– взаимное признание разрешений на деятельность в сфере услуг, благодаря чему предприниматели могут работать в 49 секторах без ограничений, изъятий и дополнительных требований и условий; без дополнительного учреждения в форме юридического лица; на основании разрешения на поставку услуг, полученного в своей стране; с автоматическим и безусловным признанием профессиональной квалификации персонала;

– снижение налоговой нагрузки благодаря тому, что НДС стал начисляться только на стоимость товара по договору сразу на границе без стоимости расходов, связанных с перевозкой этих товаров;

– отсрочка по уплате косвенных налогов до 50 дней;

– равноправный инвестиционный режим (предполагается национальный режим и режим наибольшего благоприятствования в каждой стране ЕАЭС для инвесторов из государств-членов);

– единые права при трудоустройстве граждан (отсутствие квот при трудоустройстве, дополнительных разрешительных документов, права на получение медицинских услуг, взаимное признание дипломов, право посещения дошкольных и школьных учреждений детьми мигрантов).

Введенные преференции должны были в первую очередь подстегнуть взаимную торговлю товарами и услугами стран-участниц объединения, улучшить условия ведения бизнеса в каждой из стран-участниц, привести к росту количества субъектов МСП на национальном уровне и увеличить их оборот.

Взаимная торговля

В Беларуси, так же как в России и Казахстане, Договор о ЕАЭС вступил в силу с 1 января 2015 г., в Армении – с 2 января 2015 г., в Кыргызстане – с 12 августа 2015 г. Таким образом, необходимый для статистического анализа временной период включает в себя 2014 г. (последний год перед образованием ЕАЭС) – 2018 г. Изменение объемов торговли товарами Беларуси со странами ЕАЭС за это время представлено на рисунке 1.

Как сделать интеграцию в ЕАЭС выгоднее для бизнеса: взгляд из Беларуси











Как видно из рис. 1, в Беларуси в первые годы после создания ЕАЭС торговля со странами-участницами не только не активизировалась, но и заметно сократилась. За период 2014-2018 гг. экспорт в государства-партнеры упал на 11,7%, а товарооборот в целом сократился на 2,7%.

Объясняется данный факт тем, что основным партнером для Беларуси в регионе является Россия (в 2018 г. на ее долю приходилось 79,5% белорусского экспорта в ЕАЭС и 99,4% импорта из ЕАЭС), с которой максимально благоприятные условия взаимной торговли были созданы гораздо раньше соглашениями, подписанными в рамках Союзного государства и Таможенного союза. А снижение объемов взаимной торговли в 2015-2016 гг. было обусловлено экономической рецессией вследствие падения мировых цен на нефть и введения западных санкций в отношении Российской Федерации. Начиная с 2017 г., торговля товарами Беларуси со странами ЕАЭС начала активно расти, и за 2 г. товарооборот увеличился на 37,6%, в том числе экспорт на 23,6%, импорт – на 48,5%.

Схожая тенденция отмечается и в торговле услугами Беларуси с ЕАЭС (рис 2).

Как сделать интеграцию в ЕАЭС выгоднее для бизнеса: взгляд из Беларуси











Необходимо, правда, отметить, что в отличие от торговли товарами, в торговле услугами рост объемов продаж 2017-2018 гг. превысил спад 2014-2016 гг., и в целом за 2014-2018 гг. оборот услугами вырос на 8,5%. Экспорт при этом остался на прежнем уровне, а импорт услуг из стран ЕАЭС увеличился на 21,5%.

Экспорт услуг Беларусь смогла нарастить за 4 года по следующим статьям: «плата за использование интеллектуальной собственности» (в 2 раза), «услуги по ремонту и техническому обслуживанию, не отнесенные к другим категориям» (на 88%), «услуги частным лицам и услуги в сфере культуры и отдыха» (на 43,4%), «поездки» (на 4,7%), «телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги» (на 2,9%).

Основной рост импорта произошел по статьям «строительство» (на 66,6%) и «транспорт» (на 50,5%). Прирост импорта из региона ЕАЭС по статье «услуги по ремонту и техническому обслуживанию, не отнесенные к другим категориям» составил 19,1%, «поездки» – 10,4%, «телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги» – 8 процентов.

Условия ведения бизнеса

Изменение условий ведения бизнеса наилучшим образом отражает рейтинг Всемирного банка «Ведение бизнеса» (Doing business). Изменение позиций стран-участниц ЕАЭС в Докладах 2015-2019 гг. представлено на рис. 3.

Как сделать интеграцию в ЕАЭС выгоднее для бизнеса: взгляд из Беларуси












Как видно из рис. 3, во всех государствах–участниках ЕАЭС за 4 года произошло существенное улучшение условий ведения бизнеса. Армения поднялась с 45-го на 41-е место, Беларусь – с 57-го на 37-е, Казахстан – с 77-го на 28-е, Кыргызстан – с 102-го на 70-е, Россия – с 62-го на 31-е место. Интересным представляется факт, что постепенно происходит сближение условий ведения бизнеса во всех странах-участницах объединения. Если до вступления в ЕАЭС места в рейтинге были значительно разбросаны, то в рейтиге-2019 четыре из пяти стран расположились довольно компактно (с 28 по 41 место). Пока только Кыргызстан располагается на 30-40 мест ниже своих партнеров по ЕАЭС, но и он находится на траектории сближения с ними.

Вместе с тем, несмотря на общее сближение уровней развития институциональной среды предпринимательства, по отдельным позициям, включенным в качестве субиндексов в общий индекс ведения бизнеса, имеет место разрыв показателей.

Так, по данным Doing Business-2019, по субиндексу «подключение к системе электроснабжения» разрыв между Россией, лидером среди стран ЕАЭС по этому показателю, и Кыргызстаном, занимающим последнюю позицию, составил 152 места, а Казахстан отстал от лидера по этой позиции на 64 места (таб. 1). Это и не удивительно. В России для подключения к электроснабжению необходимо совершить 2 процедуры, а в Казахстане и Кыргызстане – 7, в России на это потребуется 70 дней, в Казахстане – 77, а в Кыргызстане – 111 дней. И, если в России данная процедура обойдется по цене в 5,3% от дохода на душу населения, то в Казахстане – 43,2%, а в Кыргызстане – 717,7%. Также индекс надежности электроснабжения и «прозрачности» тарифов для Кыргызстана оценен как нулевой, а Россия и Казахстан получили самый высокий балл по этому показателю.

Как сделать интеграцию в ЕАЭС выгоднее для бизнеса: взгляд из Беларуси
















По субиндексу «обеспечение исполнения контрактов» Кыргызстан отстает от Казахстана на 127 позиций, главным образом, из-за низкого качества системы судопроизводства и более высокой стоимости процедуры удовлетворения исков.

По процедурам уплаты налогов и эффективности налогообложения регион ЕАЭС в целом не имеет высоких позиций в рейтинге. Самое высокое, 53-е, место по этому субиндексу получила Россия, за ней следует Казахстан – 56-е место. Кыргызстан отстал от России на 97 позиций, Беларусь – на 46, Армения – на 29.

Главной «бедой» в налогообложении стран ЕАЭС является время, потраченное на уплату налогов в год.

Если страны ОЭСР тратят в среднем 159,4 часа в год на уплату налогов, а мировой лидер по этому индикатору Сингапур – 49 часов, то Россия – 168 часов, Казахстан – 182 часа, Беларусь – 184 часа, Кыргызстан – 225 часов, Армения – 262 часа. Также в Беларуси и России довольно высока общая ставка налогов и взносов, которая для России составляет 46,3% от прибыли, а в Беларуси – 53,3%. В Армении, наоборот, налоговая нагрузка на бизнес не является достаточной для пополнения бюджета страны (эффективной считается общая ставка около 26%). Кыргызстан также является аутсайдером по количеству налоговых платежей в год (51). В России, Беларуси и Казахстане бизнес при этом платит 7 платежей в год, а в Армении – 14.

Еще один показатель, по которому большинство стран имеют низкие позиции в рейтинге – это «разрешение неплатежеспособности». Самое высокое место здесь у Казахстана (37), затем следует Россия (55), Беларусь (72), Кыргызстан (82) и Армения (95). Основная причина – заявителям требований (кредиторам, налоговым органам и сотрудникам) в государствах ЕАЭС удается взыскать с неплатежеспособной компании всего около 40% средств, предъявленных к взысканию. В странах ОЭСР данный индикатор составляет в среднем 70,5%. Также низкой является эффективность нормативно-правовой базы в отношении несостоятельности и банкротства. По шкале от 0 до 16 только Казахстан получил индекс 15. Армения получила 7,5 баллов, Кыргызстан – 9 баллов, Беларусь – 10 баллов, Россия – 11,5 баллов.

В развитии условий для международной торговли наилучших успехов достигла Беларусь (25-е место по этому субиндексу в мире), Армения расположилась на 46-ом месте, Кыргызстан – на 70-ом, Россия на 99-ом, Казахстан – на 102-ом месте.

Государства ЕАЭС значительно отличаются друг от друга по временным затратам на оформление документов и на пограничный и таможенный контроль, а также по стоимости этих процедур.

Так, если белорусские и кыргызские предприниматели тратят всего по 5 часов на пограничный и таможенный контроль при экспорте товаров, то российские – 66, а казахские – 105 часов. При импорте время прохождения пограничного и таможенного контроля в Беларуси составляет 0 часов, в Казахстане – 2 часа, в Армении – 3 часа, в России – 12 часов, а в Кыргызстане – 72 часа. На оформление документов при экспорте уходит в Армении 2 часа, в Беларуси – 4, а в Казахстане – 128, при импорте – от 2 часов в Армении до 43 часов в России.

Стоимость прохождения таможенного и пограничного контроля также варьируется по цене: при экспорте от $10 в Кыргызстане до $410 в Казахстане и $580 в России, при импорте от $0 в Беларуси до $400 в России и $512 в Кыргызстане. Правда, необходимо отметить, что в эту стоимость входит и транспортировка груза по территории внутри страны. На оформление экспортных документов в Беларуси уходит $60, в России – $80, в Кыргызстане – $110, в Армении – $150, в Казахстане – $200. Импортные документы в Беларуси и Казахстане оформляются бесплатно, в Армении за $100, в России за $160, а в Кыргызстане – за $200.

По показателю «получение разрешений на строительство» (имеются в виду временные и финансовые затраты, которые необходимы для строительства склада, включая получение необходимых лицензий и разрешений, выполнение необходимых уведомлений и инспекций, а также подключение к коммунальным сетям) худшие показатели у Армении, которая отстает на 69 позиций от лидера Кыргызстана. Основная причина – большое количество процедур, необходимых для строительства склада (20, тогда как в Кыргызстане их 11) и низкий индекс качества контроля в строительстве (9, в то время как в большинстве стран ЕАЭС – 13).

Получение кредитов наиболее доступно в России, а отстает от всех по этому показателю Беларусь. Разрыв между странами составляет 63 позиции в рейтинге. Низкие оценки Беларусь получила в связи с тем, что, по мнению экспертов Всемирного банка, законодательство по обеспечению и банкротству в недостаточной степени защищает права заемщиков и кредиторов и таким образом не способствует кредитованию. Также Беларусь могла бы иметь более высокие позиции, если бы в стране было создано бюро кредитной информации (частная компания или некоммерческая организация), ведущее базу данных о кредитоспособности заемщиков (физических или юридических лиц) в финансовой системе и способствующее обмену кредитной информацией между кредиторами.

По субиндексу «защита миноритарных инвесторов» первое место не только в регионе, но и в мире, получил Казахстан. От него с большим отрывом следуют Кыргызстан (38 место), Армения с Беларусью, разделившие 51 место, и Россия (57 место). Все показатели в рамках данного субиндекса измеряются индексами по шкале от 0 до 10. Казахстан получил наивысшую оценку (10 баллов) по индексу защиты прав акционеров, 9 баллов по индексам уровня разглашения информации, юридической ответственности руководителей и корпоративной прозрачности, 8 баллов по индексу развития структуры управления. Только индекс ответственности директоров в этой стране получил 6 баллов, что, тем не менее, является отличным результатом, так как в среднем в странах ОЭСР он составил 5,3 балла.

В остальных государствах евразийского пространства наиболее низкие результаты получены по индексам ответственности директоров, прав акционеров и развития структуры управления. При этом Беларусь и Россия получили всего по 2 балла по индексу ответственности директоров, а Армения только 3 балла индексу развития структуры управления.

По субиндексам «регистрация предприятий» и «регистрация собственности» разрыв между странами ЕАЭС не очень велик, но и в рамках индикаторов, составляющих основу этих субиндексов, имеются существенные различия между партнерами по объединению. Так, чтобы зарегистрировать предприятие, в Армении потребуется осуществить 3 процедуры, в Беларуси, Кыргызстане и России – по 4, а в Казахстане 5 процедур. По времени это займет в Армении 3,5 дня, в Казахстане 5 дней, в Беларуси – 9, в Кыргызстане 10, а в России – 11 дней.

Для регистрации собственности в Беларуси необходимо осуществить 2 процедуры, в Армении, Казахстане и Кыргызстане – по 3 процедуры, в России – 4 процедуры. В Беларуси на это уйдет 3 дня, в Казахстане и Кыргызстане – по 3,5 дня, в Армении – 7 дней, в России – 13 дней.

Отличается в странах ЕАЭС и качество управления земельными ресурсами. Индекс, охватывающий такие параметры, как надежность инфраструктуры, прозрачность информации, географический охват, механизм разрешения земельных споров и равный доступ к праву собственности, наилучшее значение имеет в России (26 баллов по шкале от 0 до 30), затем следует Кыргызстан, (24 балла), Беларусь (23,5 балла), Армения (20,5 балла) и Казахстан (17 баллов).

Статистика численности и оборота МСП

Улучшение условий ведения бизнеса в странах ЕАЭС отразилось на росте численности субъектов малого и среднего бизнеса, а также, несмотря на «провальный» 2016 г. – на росте их оборота (рис. 4, 5).

Как сделать интеграцию в ЕАЭС выгоднее для бизнеса: взгляд из Беларуси

Как сделать интеграцию в ЕАЭС выгоднее для бизнеса: взгляд из Беларуси
























Таким образом, преференции, созданные образованием ЕАЭС, в целом имели положительные последствия для развития экономики и бизнеса в странах-участницах объединения.

На примере Беларуси можно констатировать, что, не смотря на кризисные явления в региональной экономике, связанные с ростом мировых цен на нефть и введением антироссийских санкций, взаимная торговля товарами с регионом к 2019 г. почти достигла уровня 2014 г., а торговля услугами за этот период увеличилась на 8,5%. Деловой климат улучшился во всех государствах интеграционного объединения, а общий уровень развития деловой среды значительно сблизился в четырех из пяти стран ЕАЭС. За время существования объединения на национальном уровне произошел рост количества субъектов МСП и увеличился их оборот.

Вместе с тем, более детальный анализ составляющих деловой среды в каждой стране показал наличие существенных различий в условиях функционирования бизнеса, что обусловлено разными стадиями развития стран, различными моделями функционирования их экономик, разной структурой собственности, различиями в законодательстве и так далее.

В качестве вызовов и угроз развития интеграции предприниматели стран ЕАЭС называют:

– неравные условия в силу различающихся объемов государственного субсидирования экономики;

– непрозрачность правил работы бизнеса в государствах-членах;

– отсутствие в большинстве государств–участников высокоразвитой и диверсифицированной обрабатывающей промышленности, что мешает развитию внутриотраслевых кооперационных связей, являющихся основой интеграционного процесса;

– рост конкуренции стран внутри интеграционного пространства, в том числе из-за отсутствия общих политик.

Для дальнейшего развития интеграционного объединения с точки зрения создания благоприятных условий для развития бизнеса необходимо дальше развивать безбарьерную среду, упрощать регулирующие процедуры, сокращать различия в функционировании экономик стран-участниц ЕАЭС, проводить модернизацию промышленности, перенимать лучшие мировые практики ведения дел (аналогично Европейскому союзу), усиливать внутреннюю специализацию и кооперацию и совместно выходить на рынки третьих стран. Важным условием развития национальных экономик должно стать стимулирование, а не дотирование промышленных предприятий, а также доступность финансовых ресурсов. Бизнес-сообщество положительно оценивает возможность реализации совместных инфраструктурных проектов: транспортных, энергетических.

Источник: http://eurasia.expert/kak-sdelat-integratsiyu-v-eaes-vygodnee-dlya-biznesa-vzglyad-iz-belarusi/

Похожие новости: