Нургуль Акимова: Благодаря сопряжению с ОПОП кыргызские железные дороги, наконец, станут транзитными, а не тупиковыми

10:56 14-06-2017

Фото: press-unity.comФото: press-unity.com В середине мая в Пекине прошёл форуме «Один пояс - один путь» (ОПОП), в котором приняли участие главы государств и правительств трёх десятков стран, в том числе центрально-азиатских. Одной из главных тем переговоров с китайской стороной глав Узбекистана и Кыргызстана стал проект строительства на территории этих стран железной дороги из Китая в Европу.

Железная дорога, проходящая по территории Узбекистана и Кыргызстана, входит в планы Пекина по реализации инициативы «Один пояс один путь». В него включена почти тысяча различных инфраструктурных проектов (дороги, мосты, морские порты и т.п.) в более чем 60 странах по всему миру.

Хотя проект разработан под инвестиции в основном за пределами Поднебесной, инфраструктуру для неё также планируются строить и в самой КНР. Главным образом в приграничном с ЦА Синьцзян-Уйгурским автономным регионом, в котором планируется создать логистический хаб, связывающий Китай с центральной частью Евразийского континента. Финансирование идёт главным образом через Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и государственный Фонд Шелкового пути (ФШП). На форуме в Пекине председатель КНР Си Цзиньпинь заявил, что инвестиции в проект составляют 124 млрд долларов.

ОПОП должен создать и альтернативные маршруты для поставки в страну энергетических и других ресурсов, а также диверсифицировать торговые пути в случае обострения международной обстановки.

Экономическая же обоснованность инициативы остается пока под вопросом. Примером этому служит уже запущенный проект контейнерных перевозок через территорию Казахстана, России, Беларуси и Польши. В 2015 году Китай экспортировал в ЕС по этому маршруту около 50 тыс. контейнеров – это несколько процентов от всего экспорта в Европу. Сухопутный пусть занимает 15–20 дней, морской значительно дольше, порядка 33–38 дней, но он намного дешевле.

Инициатива строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан принадлежит Бишкеку, вопрос обсуждается много лет. Наиболее сложный участок маршрута проходит именно через Кыргызстан из-за сложного горного рельефа местности и слабой железнодорожной инфраструктуры. Стоит также учитывать риски, связанные с политической нестабильностью в республике.

На форуме в Пекине Алмазбек Атамбаев и Шавкат Мирзиёев обсуждали реализацию этого проекта с Си Цзиньпинем и представителями китайских госкорпораций. Президент Кыргызстана в частности встретился с председателем правления китайской государственной корпорации дорог и мостов China Road and Bridge Corporation Лу Шанем. Как сообщила пресс-служба президента КР, в ходе встречи были обсуждены вопросы реализации проектов по строительству альтернативной дороги «Север-Юг», железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан, а также реконструкции автодорог в Бишкеке.

Кыргызский экономист Нургуль Акимова полагает, что стороны в итоге выработают компромиссное решение.

«Вопрос реализации такого большого проекта обсуждается уже много лет. Предполагается, что основная часть дороги будет пролегать именно по территории Кыргызстана.

Я думаю, власти после долгих размышлений выберут наиболее оптимальное решение. Мне лично более импонирует вариант, который будет проходить через Нарын и Джалал-Абад. Этот путь предполагает строительство 28 тоннелей и 87 мостов. Полагаю, что при выборе позиции в целях относительной экономии средств важно учесть существующую инфраструктуру, этот путь уже имеет участок железной дороги, который выводит в Узбекистан.

Понятно, что абсолютного выигрыша ждать не приходится из-за сложного рельефа на высокогорной местности, технических барьеров и затратной логистики соответственно. Но для перевозчиков железная дорога в любом случае дешевле и безопаснее», - говорит Акимова.

Одной из сложностей реализации проекта является разница в ширине железнодорожной колеи в Китае и ЦА: КНР использует узкоколейную платформу, в то время как центральноазиатские республики широколейную, оставшуюся с советских времён.

«Если учесть конкурентные позиции и окупаемость проекта, то Китаю дешевле организовать смену колесных тележек на иранской и китайской границе. Однако договоренности на текущем этапе демонстрируют, что стратегические партнёры в лице Кыргызстана и Китая имеют более широкий спектр вопросов, нежели чем просто строительство инфраструктуры для наращивания торговли. Для Кыргызстана это означает, что наконец-то кыргызские железные дороги станут транзитными, а не тупиковыми», - резюмирует экономист.

Источник: http://press-unity.com/analitika/10151.html

Похожие новости: