Юрий Кофнер: Консолидация редкоземельной индустрии в Европейском союзе: рекомендации для Евразийского экономического союза

09:26 03-04-2019

Юрий Кофнер: Консолидация редкоземельной индустрии в Европейском союзе: рекомендации для Евразийского экономического союза Программы поддержки РЗМ в ЕС

Согласно ст. 173 Договора о функционировании Европейского союза между государствами-членам Евросоюза проводится скоординированная промышленная политика. Ее цель – обеспечение конкурентоспособности европейской экономики на глобальном рынке в 21-м веке. Центральное место в ней занимает содействие инновациям, научно-техническому сотрудничеству, цифровизации и соблюдению защиты окружающей среды.

Поддержка редкоземельной промышленности проводится в рамках общей т.н. «Сырьевой инициативы» Европейского союза (Raw Material Initiative, RMI). Запущенная в 2008 году стратегия направлена на комплексное решение различных проблем, связанных с доступом европейской индустрии к неэнергетическому и несельскохозяйственному сырью. Стратегия преследует три задачи:

*обеспечение равных условий доступа к ресурсам в третьих странах;
*содействие устойчивым поставкам сырья из европейских источников;
*повышение эффективности использования ресурсов и содействие ресайклингу.

Для создания собственной редкоземельной промышленности полного цикла, с 2013 по 2017 годы в Европейском союзе работал проект «EURARE». Проект со-финансировала Европейская комиссия в рамках программы сотрудничества NMP.2012.4.1-1 по нанотехнологиям, материалам и новым технологиям производства от 2012 года, в частности, по под-теме «Новые экологически чистые подходы в переработке полезных ископаемых». Общий бюджет составил почти 14 млн евро, из которых ЕС со-финансировал 9 млн евро.

Миссия проекта состоял в том, чтобы сделать европейскую индустрию редкоземельных элементов более независимой от Китая путем поиска путей поставки, как сырья, так и редкоземельных сплавов из территории ЕС и других «приемлемых» регионов мира.

Достижениям проекта стали:

*Картирование, характеристика и технико-экономическая оценка ресурсов РЗМ в Европе.
*Разработка, оптимизация и демонстрация инновационных технологий для эффективной эксплуатации европейских ресурсов РЗМ с минимальным воздействием на окружающую среду в соответствии с природоохранным законодательством ЕС и способом, приемлемым для европейских граждан.
*Создание критической массы ученых и инженеров для поддержки эксплуатации, переработки и производства РЗМ.
*Разработка «Интегрированной системы управления знаниями» для ресурсов редкоземельной индустрии в ЕС.

Достижение создания собственной устойчивой РЗМ-отрасли представляется стратегам Европейской комиссией настолько важным, что в июне 2018 года Еврокомиссия запустила госзаказ «Гарантирование европейских критических редкоземельных металлов» (Securing European Critical Rare Earth Metals, SecREEts) общей стоимостью свыше 17 млн. евро. Результатами проекта должны стать содействие устойчивой, стабильной и безопасной добыче и обработке редкоземельных элементов в Европе: обеспечение к 2023 году для нужд европейской промышленности не менее 3 тыс тонн РЗМ в год с оценочной стоимостью в 75 млн евро.

Данный проект проводится в рамках флагманской инициативы «Horizon 2020» — финансового инструмента Европейского союза для поддержки инновационного развития. В ней заложены 600 млн евро для содействия инновациям в сфере сырья (2014-2020). SecREEts был одним из четырех проектов, которые получили поддержку в последнем раунде грантов, в которых участвовало всего 49 заявок. Исследовательский и инновационный проект SecREEts явялется партнерством между поставщиком услуг для наземной и морской ветроэнергетики «REEtec», норвежским производителем удобрений «Yara», а также научно-исследовательским институтом «SINTEF», который возглавляет и координирует проект.

SecREEts должен создать конкурентоспособную и экологически чистую европейскую цепочку создания стоимости редкоземельных элементов на основе фосфатного камня, который Yara использует для производства удобрений. Планируется создание пилотных процессов Yara для производства концентратов редкоземельных элементов. Затем REEtec будет использовать свою запатентованную технологию разделения для извлечения редкоземельных элементов высокой чистоты, от 99% до 99,999%. Отделенные элементы в оксидной форме, в свою очередь, будут доставлены в «British Less Common Metals» (LCM), которая будет производить из них металлы для отправления в немецкую компанию «Vacuumschmelze» (VAC), ведущего европейского производителя постоянных магнитов.

Стоит отметить, что снижение доли РЗМ в конечной продукции за счет более эффективных технологий производства, ресайклинга и поиска альтернативных материалов, а также соблюдение критерий защиты окружающей среды, является европейской «спецификой» всех вышеперечисленных проектов и программ поддержки РЗМ-отрасли в Европейском союзе.

С недавнего времени консолидация редкоземельной отрасли в Европейском союзе происходит не только «сверху», т.е. в рамках поддержки научно-технического сотрудничества на наднациональном уровне Европейской комиссии, но и «снизу», на уровне координации деятельности предприятий, вузов и НИИ.

Дело в том, что существуют отраслевые ассоциации почти для всех металлов. Однако в области редкоземельных металлов ранее еще не было создано отраслевой ассоциации. Для того, чтобы заполнить этот пробел, в марте 2018 в Брюсселе при поддержке вышеназванной «Сырьевой инициативы» Европейского союза была учреждена первая «Ассоциация глобальной редкоземельной индустрии» (Global Rare Earth Industry Association, GloREIA). Она объединяет представителей около 40 компаний по добыче редкоземельных металлов, разделительных компаний, производителей металла, магнитов, поставщиков автомобилей, НПО, университетов и институтов ЕС. Главная ее задача – координация деятельности между стейкхолдерами, содействовать консолидации европейской редкоземельной индустрии полного цикла, и пролоббировать ее интересы в Брюсселе и столицах государств-членов ЕС. Примечательно, что Европейская комиссия стала со-инициатором и со-спонсирует создание данной отраслевой ассоциации.

Со-учредители нового представительного органа редкоземельной промышленности Европы отметили, что кризис редкоземельной индустрии 2010-2011 годов усугубился тем, что не было координации участниками отрасли – бизнеса, правительства, научного сообщества.

Стоит также отметить, что в конце 1990-х — начале 2000-х годов Европейской комиссией в рамках «Лиссабонской стратегии» была сформирована система научно-исследовательских программ «European Research Area», которая стала основой для «Европейских технологических платформ» (ЕТП). ЕТП представляют собой площадки, созданные на паевой основе за счет объединения интеллектуальных и финансовых ресурсов ЕС и крупнейших европейских промышленных производителей, где разрабатывается стратегия развития научно-технических направлений, которая затем ложится в основу конкретных программ и проектов исследований. Их итоговая цель — успешный вывод конечного продукта на европейский и мировой рынок, путем промышленной и научно-исследовательской кооперации.

Техническое регулирование РЗМ в ЕС

Технические аспекты добычи, концентрации и переработки редких земель в Европейском союзе в основном регулируются Директивой о промышленных выбросах (2010/75/EU) и «Справочными документы по наилучшим имеющимся методам» (Best available technique reference documents, BREF). Они направлены на обеспечение надлежащей природоохранной практики и составлены путем обмена информацией с заинтересованными сторонами о существующих процессах в определенной отрасли. Комитет затем отбирает методы, которые являются наиболее эффективными для достижения высокого уровня защиты окружающей среды. Поэтому они носят описательный, а не предписывающий характер и должны служить ориентиром для установления условий получения национальных разрешений в соответствующей отрасли. Каждый документ BREF должен пересматриваться и обновляться как минимум каждые 8 лет, чтобы способствовать инновациям и улучшению экологических показателей.

В настоящее время существует два документа BREF, относящиеся к горнодобывающей и перерабатывающей промышленности РЗМ.

*BREF о хвостохранилищах и утилизации отходов;
*BREF «Цветная металлургия».

Перспективы редкоземельной отрасли ЕАЭС:

Исходя из положений Статьи 92 Договора о ЕАЭС в Евразийском экономическом союзе реализуется скоординированная промышленная политика в рамках «Основных направлений промышленного сотрудничества» и на основе принципов равноправия и учета национальных интересов государств-членов, взаимовыгодности, добросовестной конкуренции, недискриминации, транспарентности.

В 2016 году в целях промышленной и научно-исследовательской кооперации внутри ЕАЭС и создания центров компетенций в государствах-членах Союза были созданы Евразийские технологические платформы (ЕТП) по 15 направлениям: медицинские и медицинские биотехнологии, фармация, информационно-коммуникационные технологии, фотоника, авиакосмические технологии, ядерные и радиационные технологии, энергетика и электрификация, технологии транспорта, добыча природных ресурсов и нефтегазопереработка, химия и нефтехимия, электроника и технологии машиностроения, экологическое развитие, промышленные технологии, сельское хозяйство, пищевая промышленность, биотехнологии, технологии металлургии и новые материалы, технологии добычи и переработки твердых полезных ископаемых.

ЕТП являются механизмом кооперации в научно-технической, инновационной и производственной сферах и формируются путем создания условий для сотрудничества между ведущими организациями бизнеса (отраслевые промышленные предприятия, государственные компании), науки (научно-исследовательские институты, университеты, иные образовательные учреждения), государства (институты развития, профильные государственные органы), общественными организациями (отраслевые ассоциации и объединения) государств-членов ЕАЭС.

Одной из наиболее перспективных, интересных и обсуждаемых направлений евразийской интеграции является вопрос о создании флагманских проектов ЕАЭС и союзных товарных брендов на основе межстрановой промышленной кооперации. Образцом здесь конечно выступает знаменитый европейский «Airbus». Параллельно с промышленно-исследовательским сотрудничеством, которое ведется в рамках 15 существующих «Евразийских технологических платформ», в настоящее время обсуждают возможность кооперационного производства союзных тракторов, энергосберегающих трансформаторов и космических спутников.

Очевидно, что 15 направления ЕТП и планируемые флагманские проекты ЕАЭС в области промышленной корпорации представляют непосредственный интерес для сложения редкоземельной отрасли в Евразийском экономическом союзе.

Примечательно, что одним из задач ЕТП «Технологии добычи и переработки твердых полезных ископаемых» является «добыча и глубокая переработка редкоземельных руд».

Рекомендации по поддержке РЗМ индустрии в ЕАЭС на основе европейского опыта:

В первую очередь, на основе недавнего примера учреждения европейской ассоциации «GloREIA» предлагается рассмотреть целесообразность создания собственной отраслевой ассоциации с участием компаний по добыче редкоземельных металлов, разделительных компаний, производителей конечной проекции с участием РЗМ, вузов, НИИ и НПО из всех пяти государств-членов ЕАЭС. К участию стоит пригласить как отечественных, так и иностранных участников рынка, работающих на территории ЕАЭС.

Подобная структура смогла бы пролоббировать интересы делового и экспертного сообщества отрасли в соответствующих национальных ведомствах стран-участниц, а также в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) — главного наднационального органа ЕАЭС, ответственного за промышленную политику в Союзе.

Одним из главных вызовов для отрасли является обеспечение устойчивого спроса на РЗМ-продукцию. Следуя выводам «EURARE», необходимо сделать особый акцент на вовлечение конечных потребителей редкоземельных металлов и сплав из РЗМ в создаваемую ассоциацию.

Далее, на основе опыта функционирования «технических платформ» предлагается создание Евразийской технологической под-платформы «Редкоземельные металлы» (ЕТП «РЗМ») в рамках ЕТП «Технологии добычи и переработки твердых полезных ископаемых».

Целями подобной Евразийской технологической под-платформы «Редкоземельные металлы» могли бы стать:

*создание в ЕАЭС конкурентного комплекса производства РЗМ полного цикла;
*содействие импортозамещению редкоземельных металлов для нужд высокотехнологических и стратегических отраслей экономики государств-членов ЕАЭС;
*содействие увеличения доли государств-членов ЕАЭС в мировом экспорте РЗМ;
*содействие разработке инновационного производства и высоких технологий с применением РЗМ на основе научно-технического сотрудничества сторон.

Стейкхолдерами ЕТП «РЗМ» могли бы стать: высокотехнологичные предприятия; предприятия, занимающихся добычей и разделением РЗМ; профильные НИИ и вузы; ЕЭК; министерства промышленности; Министерства защиты окружающей среды; Евразийский банк развития; национальные банки развития; НКО.

Недооценённым, но важным направлением работы предложенной ассоциации или-и ЕТП мог бы стать мониторинг редкоземельного рынка на общем пространстве ЕАЭС.

Наряду с научно-исследовательским сотрудничеством сторон, в том числе в части геологической разведки запасов и разработки новых технологий добычи, разделения и производства конечной продукции, важную роль сыграет подготовка квалифицированных кадров. Это возможно сделать путем налаживания образовательного сотрудничества между предприятиями, НИИ и вузами. Одним из результатов подобного сотрудничества могло бы быть создание базовой кафедры при одном из профильных университетов, предоставляющей программы магистратуры и аспирантуры, посвященные отечественному и мировому рынку редких земель.

Следующим шагом могло бы стать включение развитие редкоземельной отрасли в Основные направления промышленного сотрудничества ЕАЭС. Это можно сделать либо путем редакции уже приятых ОНПС за 2019-2020 годы, либо путем включения в следующие ОНПС за 2021-2022 годы и далее. Также стоит включить развитие РЗМ-индустрии в перечень мероприятий по реализации «Декларации о дальнейшем развитии интеграционных процессов Евразийском экономическом союзе», принятой в декабре 2018 года.

В рамках евразийской экономической интеграции периодически обсуждают вызовы и перспективы включения других государств-членов ЕАЭС к политики импортозамещения в Российской Федерации. С учетом того, что редкоземельные металлы попадают под западные санкции, предлагается рассмотреть возможность внести изменения в государственную программу Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» от 15 апреля 2014 г. N 328, выделяя в ней производственную кооперацию и участие предприятий из других государств-членов ЕАЭС в редкоземельной промышленности в качестве одной приоритетов российской политики импортозамещения.

Вместе с этим, ввиду стратегической важности редкоземельных металлов для нужд государственной безопасности, государства-члены ЕАЭС или-и Организации Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ) могли бы договориться о введении обязательных квот (доли) использования различной отечественной редкоземельной продукции в сфере оборонной промышленности и гособоронзаказа. Эти квоты могли бы быть низкими в начале, от 0% до 0,5% в зависимости от конкретного элемента и сплава РЗМ, и сферы применения, а затем поэтапного подниматься. Необходимо также предусмотреть отсрочки и исключения для стран и различных сегментов.

Основной фонд нормативной документации в области РЗМ в Российской Федерации составляют стандарты, которые разработаны еще в 1970-х и 1980-х годах и в настоящее время требуют актуализации. В Евразийском экономическом союзе пока не имеются ни общего технического регламента, ни приложенных к нему стандартов, в области редкоземельного производства. В этой связи, предлагается ЕЭК и Госкомстату СНГ разработать соответствующую документацию на основе передового европейского и международного опыта стандартизации, в том числе: Директивы о промышленных выбросах (2010/75/EU), вышеперечисленных «Справочных документов по наилучшим имеющимся методам» (BREF), а также стандартов ISO. Желательно, чтобы разрабатываемые евразийские регламенты были бы максимально идентичны по тексту с европейскими аналогами, что снизил бы многократно потенциальные нетарифные барьеры, как для иностранных игроков, желающих инвестировать в отечественную РЗМ-индустрию, так и для экспорта отечественной РЗМ продукции за рубеж.

Другую, не менее важную роль для поддержки редкоземельной промышленности играет создание и обеспечение привлекательного инвестиционного климата. Такой климат должен быть основан на следующих столпах: стабильность, прозрачность, защита окружающей среды и содействие со стороны государства и государственных банков развития. Например, в Европейском союзе такую функцию выполняет Европейский инфраструктурный банк, который ежегодно выделяет не менее 140 млн евро для кредитования европейских проектов по добыче полезных ископаемых.

В Евразийском экономическом союзе такую роль смог бы играть Евразийский банк развития (ЕАБР), чей деятельность направлена на поддержку инфраструктурных и промышленных проектов с интеграционным потенциалом. Так, в 2019 году 15% от текущего инвестиционного портфеля ЕАБР или $1,16 млрд пойдут на проекты по добыче полезных ископаемы. Еще 4% или $310 млн пойдут на кредитование металлургии. В период с 2007 по 2013 годов уранодобывающая компания АО СП «Заречное» получила $83 млн от ЕАБР.

Далее, следуя рекомендациям европейских научно-исследовательских проектов в области РЗМ, можно рассмотреть целесообразность создания добровольного «Фонда редких и редкоземельных металлов» в ЕАЭС, который смог бы поддерживать и ускорять коммерциализацию ключевых технологий посредством совместного финансирования пилотных предприятий по производству и переработке редкоземельных элементов. Фонд мог бы опираться на частные источники, государственные субсидии и гарантии.

В конце концов, наряду с вышеназванной необходимостью обеспечивать внутренний спрос на отечественную редкоземельную продукцию, необходимо также работать на расширение экспортных поставок на внешние рынки. Да данный момент Евразийская экономическая комиссия преследует активную внешнеэкономическую политику. К началу 2019 года, интерес в том или ином формате торгово-экономического сотрудничества с Евразийским экономическим союзом изъявили более 60 стран мира. Уже сейчас ЕАЭС имеет зону свободной торговли (ЗСТ) с Вьетнамом. Временное ЗСТ с Ираном, а также не-преференциальное Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем ждут свою ратификацию. В настоящее время ведутся переговоры о подобных соглашениях с Сербией, Индией, Израилем и Сингапуром. Соответственно, необходимо, чтобы переговорщики ЕЭК обратили особое внимание на снятие тарифных и нетарифных барьеров для экспорта редкоземельной продукции в эти страны.

Источник: http://eurasian-studies.org/archives/11704

Похожие новости: