Алина Молдокеева: ЕАЭС за 5 лет в цифрах, фактах и тенденциях. Итоги пребывания Кыргызстана в ЕАЭС

07:48 20-06-2019

Алина Молдокеева: ЕАЭС за 5 лет в цифрах, фактах и тенденциях. Итоги пребывания Кыргызстана в ЕАЭС

Что представляет собой Евразийский экономический союз? – это был прежде всего политический союз, объединивший единомышленников. Многие решения были продиктованы политической волей государств, прежде всего – Российской Федерации, ставшей локомотивом данной интеграционной модели. В развитии стран Центральной Азии, Россия является и продолжает являться технологическим трамплином которой позволяет устойчиво развиваться.

При создании экономических объединений, часто ориентируются на согласование экономик, разрабатывая заранее параметры вхождения новых членов. Вхождение Кыргызской Республики в ЕАЭС, по мнению некоторых экспертов, было довольно спорным. Но вступление состоялось и на сегодняшний день мы обсуждаем текущее положение и достижения за годы членства нашей страны в ЕАЭС.

ЕАЭС был создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения всех государств-участниц союза.

За пять лет, с момента подписания Договора о ЕАЭС в 2014 году, были достигнуты неплохие результаты. Например, снятие таможенных постов и снижение нетарифных барьеров привело к существенному росту взаимной торговли, и с 2015 по 2018 годы её объёмы выросли на 31%. Все органы Сообщества начали генерировать продукты и отработали практики наднациональной управленческой деятельности, включая механизмы преодоления вето и судебных разбирательств.

Что такое 5 лет? В рамках членства в Союзе – это небольшой срок, но мы можем отталкиваться от прогнозов, причем большей частью негативного характера, которые высказывались как в реальной, так и в соцсетях, было создано немало групп лоббирования наложения запрета на вступление страны в ЕАЭС. Так, согласно статистическим данным, сравним для начала уровень ВВП в 2014 и 2019 гг. – здесь нет большого расхождения в цифрах.

Надо ли это интерпретировать как фактор не в пользу успешного пребывания в Сообществе? Нет, учитывая поступательное вхождение и постепенное включение тарифов и нормативов по отношению к Кыргызстану, цифры указывают на стабильное положение в сообществе. Промышленность ЕАЭС в 2016 и 2017 годах демонстрировала уверенное восстановление объёмов производства: +0,9% прироста в 2016 году, +1,7% прироста в 2017 году, +3,2% в 2018 году. В первом квартале 2019 года прирост составил 2,8% по сравнению с тем же периодом прошлого года. В целом по ЕАЭС c 2015 по 2017 годы прирост сельскохозяйственного производства составил 10%.

Президент России Владимир Путин, выступая в марте с.г. на VIII кыргызско- российской межрегиональной конференции в Бишкеке, напомнил, что Кыргызстан и Россия четыре года сотрудничают в ЕАЭС, и перечислил преимущества, которые получила республика:
— темпы роста ВВП одни из самых высоких среди стран ЕАЭС;
— активизировались российско-кыргызские торгово-экономические связи, растет двусторонний товарооборот, причем порядка 80 процентов приходится на межрегиональную торговлю;
— наращиваются грузопотоки между странами, внедряются современные механизмы регулирования товарооборота.

По данным Департамента статистики ЕЭК, за свою первую пятилетку валовой внутренний продукт ЕАЭС по паритету покупательной способности (ВВП по ППС) увеличился на 13%, ВВП на душу населения — на 12%, уровень безработицы сократился на 12%, инвестиции в основной капитал поднялись на 19%.
Что касается ситуации в Кыргызстане - с 2014 по 2017 гг. ежегодные темпы прироста ВВП Кыргызской Республики выросли с 3% до 5%.

С 2016 года в Кыргызстане наблюдается рост производства промышленной продукции по сравнению со спадом в предыдущие годы. Наибольшие темпы роста продемонстрировали такие отрасли, как добыча полезных ископаемых, производство пищевых продуктов, выпуск нефтепродуктов. Динамика роста объёмов экспортно-импортных операций с партнёрами по Союзу выше, чем с остальными странами, что стало результатом присоединения Кыргызстана к единому рынку.

Наиболее заметные преимущества Кыргызстан получил от свободы движения рабочей силы и переводов в республику от кыргызских трудящихся на территории ЕАЭС. В 2016 году это $1,9 млрд – почти 30% от ВВП и 102,3% от доходов страны. За весь период наблюдается тенденция к снижению уровня бедности. Особенно сильно показатель упал в 2016 году и стал равен 25,4%. Уровень безработицы постепенно снижается, в 2018 году она составила 7,2% численности трудовых ресурсов страны, что ниже, чем до вступления в ЕАЭС (8,1% в 2014 году).

Теперь о проблемах в целом: развитие ЕАЭС страдает от недостаточного уровня интеграции и наличия национального протекционизма. Пять лет назад, страны, опасаясь за потерю своих суверенитетов, не стали передавать всех полномочий на наднациональный уровень. За прошедший период опасения себя не оправдали.

В настоящий момент возникла необходимость создания четко разработанных механизмов принятия решений, обязательных для всех членов Сообщества. Мир меняется очень быстро, и у государств-членов ЕАЭС больше нет возможности месяцами обсуждать технические вопросы. На формальную часть принятия решений правительства государств-членов Союза затрачивается большое количество усилий и времени.

К тому же, один из главных критических аргументов в адрес ЕАЭС заключается в ощущении того, что государства-члены не исполняют многие положения Договора о ЕАЭС и решения Комиссии. Создается впечатление, что Сообщество, по своей природе вовсе не наднациональное объединение, а межнациональное, да и то временно.

О перспективах - согласно прогнозам ЕАБР, в среднесрочной перспективе наибольшие преимущества от снижения нетарифных барьеров будут у Республики Беларусь – её реальный ВВП может вырасти на 2,8%, благосостояние на 7,3% нарастающим. В Республике Казахстан благосостояние может возрасти на 1,3%, тогда как прирост реального ВВП может составить 0,7%. Эффекты для России, по прогнозам, менее значимые – благосостояние может вырасти на 0,5% кумулятивно, а рост реального ВВП возможен на 0,2%. Это связано как с большим по сравнению с другими государствами-членами размером экономики, так и с меньшей значимостью для Российской Федерации торговли внутри ЕАЭС по сравнению с остальными странами мира. По расчётам ЕЭК от 2018 года, совокупный положительный эффект от устранения препятствий, включённых в «дорожную карту» до 2025 года, варьируется от 1,5% до 2% объема взаимной торговли (порядка 600 – $800 млн).

Задачи: прежде всего, создание общего энергетического рынка, формирование согласованных подходов в фискальной политике и построение цифровой экономики.

Россия заинтересована в том, чтобы регион Центральной Азии оставался стабильным в сфере безопасности, развитым в экономическом плане, в том числе и экономической безопасности, чем более устойчиво будут народно-хозяйственные комплексы членов ЕАЭС в Центральной Азии, тем меньше проблем будет у Москвы, в том числе такого явления как миграция.

В связи с этим можно сделать вывод, что Россия будет укреплять и развивать стратегическое сотрудничество во всех сферах.по всему периметру её границы, в том числе и в Центральной Азии, так как государства региона являются ближайшими соседями, исторически очень тесно связанными и стратегическими партнерами России.

Нужно, также отметить, что и страны Центральной Азии заинтересованы в укреплении отношений, в особенности Кыргызская Республика, как в двустороннем формате отношений, так и в рамках интеграционного объединения как «Евразийский Экономический союз».

Похожие новости: