Алина Молдокеева: Московский Государственный университет: сквозь века в будущее

11:04 14-11-2019

Алина Молдокеева: Московский Государственный университет: сквозь века в будущее8 ноября мировая научная общественность отметила 308-годовщину со дня рождения великого русского ученого – Михаила Васильевича Ломоносова. Он был еще ребенком, когда не стало Петра I, но, характер Ломоносова, подобно царю-реформатору, был настойчивым и упрямым, иногда излишне резким. Ломоносов опережал петровское время в том, что обладал тягой к фундаментальному научному знанию, которое, как он полагал, послужит мощной преобразовательной силой общества. «Я положил твёрдое и непоколебимое намерение, чтобы за благополучие наук в России, ежели обстоятельства потребуют, не пожалеть всего моего временного благополучия» – так звучало его жизненное кредо. И как Петр I Ломоносов горячо и беззаветно любил свою Родину – Россию. Масштаб личности Ломоносова поражает, он, собственно, и был «Пётр I русской науки и культуры». Более всего гений учёного воплотился в точных науках, чей рациональный склад мышления отражался и на его стихотворном наследии (Пушкин считал оды Ломоносова сухими, но при этом отдавал дань его преобразованиям языка и стихосложения).

Свои научные и общественные взгляды Ломоносов в полном смысле выстрадал, так много трудностей было на его пути. В Славяно-Греко-Латинской академии, куда он пришёл в 1731 г., его встретили сословные преграды. Ломоносову пришлось называться то дворянином, то поповским сыном, хотя на самом деле его отец – помор, числился государственным крестьянином. Когда это выяснилось, едва не разразилась катастрофа, грозившая Ломоносову сдачей в рекруты, а то и Сибирью. И хотя всё обошлось, на всю жизнь он запомнит униженное чувство собственной бесправности и будет добиваться всесословности образования, открытости учебных заведений для выходцев из народных низов. Чтобы университет не остался без слушателей, при нем сразу открывались две гимназии. Назначаемый правительством директор вёл университетские дела, совещаясь с профессорами по устройству учебной части и по суду над студентами. С высшими инстанциями университет соотносился через Высочайше назначенного куратора. Перед вступлением в должность кураторы и директор давали Клятвенное обещание (присягу) на верность в служении Великой Государыне Императрице Елисавете Петровне и Его Императорскому Высочеству наследнику Великому Князю Петру Фёдоровичу. Этот любопытный документ сохранился до наших дней и хранится в Центральном государственном архиве древних актов.

В студенты принимались по сдаче вступительного экзамена. Сначала все поступали на философский факультет, после которого переходили на юридический либо медицинский факультеты для специализации. Студенты получали право носить шпагу. По окончании курса им обеспечивалось покровительство – при поступлении на службу и соответствующее чинопроизводство.
Созидаемое государство в понимании Ломоносова – это, прежде всего, несущее пользу, трудящееся («в труд избранный наш народ») государство наук. Химия, физика, астрономия, механика – это не просто отрасли знания: мир науки – «содружество муз», Академия наук – Парнас, «чертоги муз». Личное отслаивается: «За общую пользу, а особливо за утверждение наук в отечестве и против отца своего родного восстать не грех не ставлю». И когда Ломоносов пишет: «Моё единственное желание состоит в том, чтобы привести в вожделенное течение гимназию и Университет, откуда могут произойти многочисленные Ломоносовы», здесь не похвальба, а не ведающая сомнений уверенность в своей особой культурной миссии, в величии своей государственной роли.

Крылатые фразы Ломоносова:

О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

• За утверждение науки в отечестве, и против отца своего родного возрастать за грех не ставлю.
• Испытание натуры трудно, однако приятно, полезно, свято.
• Правда и вера – суть две сестры родные, дщери одного Всевышнего родителя; никогда между собой в распрю придти не могут.
• Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал своё величество, в другой – свою волю. Первая – видимый сей мир. Вторая книга – Священное писание.
• За то терплю, что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали своё достоинство.
• Не токмо у стола знатных господ, или у каких земных владетелей дураком быть не хочу, но ниже у самого господа Бога, который мне дал смысл, пока разве отнимет.
• Жалею только, что покидаю несовершенным то, что задумал я для пользы отечества, для приращения наук и восстановления упавших дел академических

Первым официально отмеченным юбилеем М.В.Ломоносова в Московском университете стало 200-летие со дня его рождения. 26 мая 1910 г. Постановлением Совета Московского университета была создана Комиссия для организации чествования университетом памяти М.В.Ломоносова. Комиссия признала наиболее целесообразным, приурочить торжественное чествование памяти М.В.Ломоносова ко дню ближайшей годовщины университета. Однако в день 200-летней годовщины (8 ноября 1911 г.) в университетской церкви профессор богословия Н.И. Боголюбский произнёс слово, посвящённое памяти М.В.Ломоносова, была отслужена заупокойная литургия и панихида. 12 января 1912 г. занятия в университете были отменены. Состоялось торжественное публичное заседание Совета университета и состоящих при нём учёных обществ ОИДР, ОЛРС, МОИП и ОЛЕАЭ. О вкладе М.В. Ломоносова в науку говорили М.К. Любавский («XVIII в. и Ломоносов»), И.А. Каблуков («Ломоносов как физико-химик»), Д.Н. Анучин («География XVIII в. и Ломоносов»), А.П. Павлов («Ломоносов как геолог»), М.Н. Сперанский («Московский университет XVIII столетия и Ломоносов»), П.Н. Сакулин («Личность М.В.Ломоносова»), Р.Ф. Брандт («Ломоносов как филолог и поэт»). Было предложено организовать музей истории Московского университета в одном из залов библиотеки. Академия наук отметила юбилей 8 ноября 1911 г.

Празднование 225-летия М.В.Ломоносова состоялось 27 ноября 1936 г. уже на совместном заседании университета и Академии наук. Ломоносов чествовался главным образом как химик и литератор. С речами выступили Н.Д.Зелинский, И.А.Каблуков, Н.К.Гудзий. В своей речи Зелинский сказал: «Необходимо вместо небольшого бюста, который стоит перед зданием университета, воздвигнуть достойный ему памятник и пожелать, чтобы и сам университет был теснее связан с именем этого великого светоча в русском просвещении». 235-летие со дня рождения учёного пришлось на первый послевоенный год. Научная библиотека подготовила юбилейную выставку (1946).250-летие со дня рождения М.В.Ломоносова праздновалось масштабно и торжественно в соответствии с «круглой» датой и растянулось почти на год. За два года до юбилея была создана юбилейная комиссия университета по подготовке и проведению празднования под председательством ректора И.Г. Петровский (1959). Обе центральных университетских конференции «Ломоносовские чтения» и Научная студенческая конференция были посвящены жизни, деятельности и научным трудам М.В.Ломоносова. Основные празднества пришлись на ноябрь 1961 г.
Сотрудники МГУ оказывали консультативную помощь различным киностудиям Ленинграда при создании фильмов «На родине Ломоносова», «Опережая время», «Явление Венеры на Солнце» и фильма Московской студии научно-популярных фильмов «М.В. Ломоносов и Московский университет». В 1962 г. в МГУ была учреждена стипендия им. М.В.Ломоносова.
18 мая 1992 г. Учёный совет МГУ учредил ежегодные «Премии им. М.В.Ломоносова за педагогическую деятельность профессоров и преподавателей Московского университета», присуждаемые за выдающиеся достижения в области учебно-методической работы. За создание принципиально новых общих и специальных курсов, практикумов, определяющих содержание преподавания соответствующих дисциплин; написание учебников, учебных пособий и сборников задач, получивших широкое признание и оказавших большое влияние на преподавание; высокое лекторское мастерство. Присуждение премии приурочивается ко дню рождения М.В.Ломоносова (19 ноября). До 2010 г. (включительно) премии им. М.В. Ломоносова за научные достижения удостоены 457 человек, причём 5 человек – дважды: акад. АН СССР В.В. Виноградов (1945, 1951 филологический факультет), Д.Г.Звягинцев (1974, 2005 факультет почвоведения), Б.А. Кудряшов (1958, 1972 биолого-почвенный факультет), акад. АН СССР К.К. Марков (1966, 1978 географический факультет), акад. АН СССР/РАН Ю.Д. Третьяков (1961, 1986 химический факультет). Абсолютным лидером по количеству премий является физический факультет (67), а если добавить НИИЯФ им. Д.В. Скобельцина (41) и ГАИШ (12) то физических премий набирается 120. Среди гуманитарных факультетов лидирует исторический (41). Премии им. М.В.Ломоносова за педагогическую деятельность удостоены 197 человек.

Большую роль в образовательном процессе в Московском университете играет международное сотрудничество. Ежегодно на включенное обучение в зарубежные вузы-партнеры направляется около 500 студентов и столько же приезжают в МГУ на включенное обучение. География международного сотрудничества охватывает 130 стран из всех регионов мира.
Общая численность научно-педагогических работников МГУ – около 10 тысяч человек, в том числе, более 5 тысяч профессорско-преподавательского состава и более 4 тысяч научных работников. 80% научно-педагогических работников имеют ученые степени кандидата и доктора наук.

Молдокеева Алина Болотбековна, кандидат политических наук, заведующая кафедрой «Востоковедения» Международного университета Кыргызской Республики

Похожие новости: