Юрий Кофнер: Устранение препятствий на внутреннем рынке ЕАЭС (2016-2019)

09:45 25-12-2019

Юрий Кофнер: Устранение препятствий на внутреннем рынке ЕАЭС (2016-2019) Обеспечение единого внутреннего пространства для свободного перемещения товаров, услуг, предприятий, капитала и рабочей силы является самой базовой и одновременно самой важной целью евразийской экономической интеграции. Необходимым условием для этого является кропотливая и систематическая работа по устранению препятствий на внутреннем(-ых) рынке(-ах) Союза, реализация которой должна поддерживаться прочной теоретической и методологической базой, а также необходимыми административными и организационными инструментами. Несмотря на растущее число препятствий и на свои ограниченные компетенции, Евразийская экономическая комиссия пытается это сделать.

С этой целью в 2016 году Комиссия создала отдельный блок «по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям» под руководством члена Совета ЕЭК (министра) Карине Минасян в сочетании с межправительственным «Консультативным комитетом по функционирование внутренних рынков ЕАЭС ». С тех пор это структурное подразделение установила терминологию для классификации препятствий на общем внутреннем рынке, которую она определила и включила в «Белую книгу» (вставка 1, таблица 1). В 2018 году «Белая книга» была преобразована и обнародована как открытый онлайн-реестр препятствий на внутреннем рынке Союза. Он доступен по адресу https://barriers.eaeunion.org. С его помощью каждый желающий может ознакомиться со списком барьеров, исключений и ограничений в ЕАЭС, а также с ходом их устранения.

Вставка 1. Определение препятствий

В своей «Белой книге» Евразийская экономическая комиссия разделила препятствия для надлежащего функционирования единого экономического пространства ЕАЭС на три категории:

· Барьеры являются препятствиями для свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы вопреки союзному законодательству.

· Исключениями являются исключения (отступления) от общих правил внутреннего рынка Союза, допускаемые законодательством Союза.

· Ограничения представляют собой проблемы, возникшие в результате пробелов в наднационалньом законодательстве Союза.

По данным электронного портала, по состоянию на сентябрь 2019 года в ЕАЭС в целом было 71 препятствие, более половины из которых (53,5%) были ограничениями из-за пробелов в союзном законодательстве, 26,8% были барьерами, противоречащими Договору о ЕАЭС, и 19,7% были разрешенными исключениями (Таблица 1).

Несмотря на широко распространенное мнение о том, что большая часть препятствий создается Российской Федерацией, они фактически были более или менее равномерно распределены между государствами-членами и варьировались от 46 до 55. Ограничения преобладали во всех странах, составляя примерно 2/3 всех препятствий, в том числе и в России. Большинство одинаковых ограничений встречаются сразу во всех пяти странах-членах, поскольку, как уже упоминалось, они возникают из-за отсутствия надлежащего союзного законодательства.

Россия действительно имела самую высокую долю барьеров (21,8%) в структуре своих препятствий, которая, однако, все еще была ниже, чем доля ее ограничений (61,8%), и не намного выше, чем средняя доля барьеров в других государствах-членах (17,3%) (диаграмма 1, таблица 1). Большинство препятствий встречается в следующих четырех секторах: техническое регулирование — 24,3%; энергетическая политика — 18,6%; транспортная политика — 8,6%; государственные закупки — 7,1% (график 3, таблица 1).

Диаграмма 1. Структура препятствий по странам-членам ЕАЭС (2019)

Юрий Кофнер: Устранение препятствий на внутреннем рынке ЕАЭС (2016-2019)


Источник: Таблица 1.

Диаграмма 2. Структура препятствий в ЕАЭС в разбивке по секторам (сентябрь 2019 г.)

Юрий Кофнер: Устранение препятствий на внутреннем рынке ЕАЭС (2016-2019)


Источник: Таблица 1.

Раз в два года Евразийский межправительственный совет издает и рассматривает доклад Комиссии о регистрации новых и устранении существующих препятствий для функционирования внутреннего рынка Союза. За почти два года существования электронного портала от деловых кругов и частных лиц поступило 121 обращение о препятствиях. С мая 2018 года по решению Высшего Евразийского экономического совета Совет Комиссии должен ежемесячно в приоритетном порядке рассматривать наиболее чувствительные препятствия на внутреннем рынке и обсуждать меры по их устранению; — после их обсуждения Консультативным комитетом по функционированию внутренних рынков ЕАЭС.

Несмотря на все эти усилия, общее количество зарегистрированных препятствий увеличилось с 60 до 71 в период с 2016 по 2018 годы: ограничения увеличились на 11,8%, барьеры — на 77,7%, а исключения — на 123,5% (диаграмма 3, таблица 2). Это связано с тем, что было выявлено больше новых препятствий, чем было устранено существующих. Например, в 2018 году было зарегистрировано 15 новых барьеров, и только 10 можно было устранить. К сожалению, эффективность этих постоянных усилий сдерживается неохотным осуществлением государствами-членами актов Комиссии, направленных на устранение препятствий.

График 3. Препятствия на внутреннем рынке ЕАЭС (2016-2018)

Юрий Кофнер: Устранение препятствий на внутреннем рынке ЕАЭС (2016-2019)
Юрий Кофнер: Устранение препятствий на внутреннем рынке ЕАЭС (2016-2019)


Источник: Таблица 19.

Комиссия также сотрудничает с Судом ЕАЭС в Минске. Например, по запросу ЕЭК Большая коллегия Суда ЕАЭС в октябре 2017 года вынесла консультативное заключение по определению случаев, когда государства-члены могут вводить ограничения на взаимную торговлю товарами. Трое судей суда высказали разногласные мнения, в которых содержались выводы, отличные от тех, которые изложены в консультативном заключении Суда ЕАЭС. Это свидетельствует о неопределенности положений Договора о ЕАЭС, касающихся применения ограничений на взаимную торговлю товарами, а также о необходимости совершенствования союзного права в целях предотвращения препятствий на общем внутреннем рынке.
Вывод

Несмотря на систематический механизм, созданный для устранения выявленных препятствий (барьеров, исключений и ограничений) на общем внутреннем рынке Евразийского экономического союза, ЕЭК борется с растущим числом нововозникающих препятствий (с 61 в 2016 году до 71 в III 2019). Причем, она эта делает в условиях ограниченных наднациональных компетенций и недостаточно политической воли со стороны национальных правительств открыть свои рынки и предоставить друг другу равное отношение. Прогресс в этом отношении может быть обеспечен путем осуществления следующих действий в течение следующей «пятилетки» Союза: 1. путем укрепления компетенций, финансирования и кадрового обеспеченя Комиссии; 2. путем поддержки и ускорения межправительственных консультаций между соответствующими национальными органами; 3. усиливая роль Суда ЕАЭС и предоставляя ему больше полномочий; 4. общими усилиями государств-членов по обеспечению либерализации и конкуренции на своих националньых рынках.

Приложение:

Таблица 1. Структура препятствий в ЕАЭС (сентябрь 2019)

Структура препятствий по форме препятствия
Всего препятствий
из них → Барьеры (Б) Исключения (отступления) (И) Ограничения (О)
71 19 (26,8%) 14 (19,7%) 38 (53,3%)
Структура препятствий по государствам-членам

Армения Беларусь Казахстан Кыргызстан Россия
46 47 51 46 55
Б И О Б И О Б И О Б И О Б И О
15.2% 13.0% 71.7% 17.0% 12.8% 70.2% 19.6% 15.7% 64.7% 17.4% 10.9% 71.7% 21.8% 16.4% 61.8%
Структура препятствий в разбивке по секторам
Сектор Количество препятствий Доля (%)
Агропромышленная политика 2 2,9%
Внутренний рынок 1 1,4%
Государственные закупки 5 7,1%
Конкурентная политика 2 2,9%
Налоговая политика 5 7,1%
Нетарифное регулирование 1 1,4%
Промышленная политика 3 4,3%
Санитарные, ветеринарные
и карантинные фитосанитарные меры 3 4,3%
Таможенное регулирование 2 2,9%
Техническое регулирование 17 24,3%
Торговля услугами 3 4,3%
Транспортная политика 6 8,6%
Трудовая миграция 4 5,7%
Финансовый рынок 3 4,3%
Энергетическая политика 13 18,6%
Источник: Официальный реестр препятствий ЕЭС. // https://barriers.eaeunion.org/en-us/Pages/obstacles.aspx

Таблица 2. Препятствия на внутреннем рынке ЕАЭС (2016-2018)

2016 г. 2017 г. 2018 г.
Барьеры 9 11 16
Исключения (отступления) 17 37 38
Ограничения 34 37 38
Всего препятствий 60 65 71
Источник: Министерство экономики Республики Беларусь.

Источник: http://eurasian-studies.org/archives/14074

Похожие новости: