Елена Кузьмина: Близость интересов Китая и России обусловлена сходством стоящих перед ними стратегических проблем

08:22 20-10-2020

Факторы внешнеполитического влияния


Елена Кузьмина: Близость интересов Китая и России обусловлена сходством стоящих перед ними стратегических проблемЭкономические. К 2005 г. китайская экономика заняла второе место в мире по объему ВВП. В августе 2020 г. она составляла 11,6% от мирового. А с 2014 г. Китай находится на первом месте по ВВП по паритету покупательной способности или 17,1% от мирового. По внешней торговле и объему привлеченных прямых иностранных инвестиций китайская экономика также на втором месте в мире. К началу 2007 г КНР вышла на первое место в мире по величине валютных резервов: в августе 2020 г. они составили 3165 млрд долл. Часть этих средств размещается за рубежом в ценных бумагах казначейства США. В 2019 г. рост ВВП Китая составил 3,2%, промышленности — 14,9%, инфляция составила всего 2,4% (сентябрь 2020 г.). Причину внушительного торгового успеха Китая американские ученые усматривают в сосредоточении в КНР конечной сборочной стадии азиатских производственных цепочек в электронной промышленности и информационно-телекоммуникационном секторе. Сборка из импортных деталей и комплектующих составляет в настоящее время 55% совокупного китайского экспорта, а по экспорту в США (основного импортера китайской продукции) — 65%.

Демографические. Численность населения Китая в 2019 г. составила 1 404 328 000 человек, или 18,33% от общей численности населения мира. Этнические китайцы расселены по многим странам мира, преимущественно в Юго-Восточной Азии, а также в США и России. В пределах “ареала распространения китайской цивилизации” к 2025 г. будет проживать 21% населения мира.
Военные. Китай с 1964 г. является ядерной державой, он обладает самой многочисленной в мире армией — 2 480 000 человек. Парк китайских вооружений пока в основном остается на уровне 1980-х гг., хотя КНР проводит энергичную модернизацию своих вооруженных сил. Военный бюджет в абсолютных показателях увеличивается, поставлена задача его удвоения, а в перспективе и утроения.

Политические. В 1971 г. КНР как обладательница ядерного оружия становится постоянным членом Совета Безопасности ООН (до этого ее место занимал Тайвань). Китай — участник многих региональных организаций, среди которых АТЭС и ШОС. В 2000 г. Китай был принят в ВТО, что явилось отражением его стремительного экономического роста в последние десятилетия. С 1 октября 2016 г. исполнительный совет МВФ включил китайский юань в корзину SDR. Согласно решению совета МВФ, доля юаня в корзине составит 10,92%. Валюта сразу заняла третье место из пяти по удельному весу в корзине.

Идеологические. Китай динамично пытается модернизировать коммунистическую доктрину и приспособить ее к современным запросам, сократив наиболее одиозные положения и совместив их с конфуцианской системой ценностей. Идея конфуцианского трудолюбия по преобразовательному потенциалу вполне может поспорить с концепцией протестантской этики. В “новой” китайской идеологии важна идея почитания властей и старших, стоическое восприятие жизни, трудолюбие, дисциплина, уважение семейных ценностей, авторитет власти, подчинение личных устремлений коллективному началу, вера в иерархическое устройство общества, важность консенсуса, стремление избежать конфронтации. Такая система взглядов проповедует господство государства над обществом и общества над индивидуумом. Конечно, не все эти ценности универсальны для всех типов обществ, но азиатской половине мира они вполне импонируют.

Научные. Китай вторая в мире держава по мощности НИОКР Страна занимает второе место в мире по таким показателям, как инвестиции в научные исследования и разработки, выпуск научных публикаций, наращивание высокотехнологичного производства и т. д., первое место в мире по обеспечению научными и инженерными талантами, и первое место в мировой индустрии ветроэнергетики. На основе паритета покупательной способности и глобальными расходами на исследования и разработки, доля Китая составляет около 20%, уступая лишь США (27%). Расходы Китая на исследования и разработки составляют одну треть от суммы роста глобальных расходов на НИОКР.
КНР стал третьей в мире космической державой. В 2000–2010-х гг. реализованы пилотируемые космические миссии и строительство двух космических станций. В это же период автоматические космические аппараты были направлены к Луне, развивалась спутниковая и ракетная программы. Однако с 2010-х гг. перед страной встал новый вызов — коммерческая космонавтика.

Внутренние проблемы Китая


Социально-экономические проблемы. 1. Китайское «экономическое чудо» затрагивает лишь около 1/10 населения страны, в основном в ее юго-восточной части, где сосредоточены основные производственные мощности страны (экономический комплекс Шанхая, провинций Цзянсу и Чжэцзян). Концентрация грандиозных экономических и финансовых средств на ограниченной территории неизбежно означает сдерживание развития остальных регионов страны. В результате глубокая социально-экономическая дифференциация.
2. Культивируемая площадь страны – 13,4%. Крестьяне, составляющие 60% населения, имеют мизерные наделы – от 0.15 до 0.3 га – являющиеся главным источником их существования. Одним из главных факторов социально-экономического неравенства горожан и крестьян является игнорирование властью на протяжении почти четверти века интересов сельского хозяйства, деревни, крестьянства.
Экологические проблемы. Охрана окружающей среды в КНР отнюдь не приоритетна, скорее действует принцип «сначала развитие, потом экология». Результатом стали кислотные дожди, водный кризис, опустынивание и эрозия почв. По имеющимся данным, только 60% сельского населения имеют возможность потреблять воду, соответствующую санитарным стандартам. Китай не присоединился к Киотскому протоколу 1997 г. о сокращении выбросов «парниковых газов» (прежде всего речь идет об углекислом газе СО2). Между тем КНР - абсолютный мировой лидер по данному показателю.
Энергетические проблемы. Китайская экономика крайне ресурсоемкая. Поэтому Китай остро нуждается в энергоносителях при нынешних темпах его экономического роста. Удельный вес страны в мировом потреблении первичных энергоресурсов составил примерно 12 %. Собственные энергетические ресурсы Китая складываются из угля (одно из крупнейших в мире месторождений), в меньшей степени - нефти и газа.
Политические проблемы. 1. проблемы сепаратизма, особенно обострившиеся в последнее время в связи с выступлениями за независимость в Тибете. Другие регионы, отмеченные сепаратистскими настроениями – уйгурская территория и внутренняя Монголия.
2. на местном уровне социально-экономические проблемы вызывают раздражение и протест населения. Ответ властей часто сопряжен с использованием механизмов репрессивного аппарата.
3.нарастающее противоречие между рыночной экономикой Китая и авторитарным политическим режимом страны, которому не вылилось пока в серьезный кризис благодаря повышенному вниманию, которое руководство страны уделяет этой проблеме.

Внешнеполитические цели Китая


Дэн Сяопин говорил, что отношения с соседями необходимо строить на базе добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества. Этот курс принес свои результаты. В 90-ых годах Китай успешно разрешил ряд демаркационных вопросов. В 1997г. и 1999г. в состав КНР были возвращены бывшие колонии Гонконг и Макао в качестве специальных административных районов.
Одной из особенностей внешнеполитического курса Китая является стремление решать все вопросы в двустороннем формате. Все проблемы и договоренности, куда вовлечен Китай, страна позиционирует как «внутренние» и зачастую активно выступает против вмешательства третьих сторон.
Китай настороженно относится к многосторонним объединениям, если инициатива создания оных исходит не от него самого. Нежелание Китая полноправно вступать в организации, которые в какой-либо мере будут ограничивать и сдерживать действия страны, очевидно. То же самое касается и создания официальных документов, согласно которым действия страны могут оказаться неправомерными.
К другим важным особенностям внешнеполитической стратегии КНР относится доминирование экономических отношений над политическими. Политические противоречия не являются препятствием успешному экономическому сотрудничеству Китая со странами.

С приходом к власти Си Цзиньпина в 2012 г., началось обсуждение необходимости корректировки внешнеполитического курса Китая. Новый курс реформ, который в китайской прессе называют «Новой революцией» или «Революцией Си». Окончательная цель реформ – вывести Китай на один уровень с мировыми державами, «устанавливающими правила игры». Одна из ключевых стратегий Си Цзиньпина – концепция «китайская мечта» - в основном направлена на внутренние реформы страны («четыре всесторонности»), борьбу с коррупцией. Центральное положение в новой политике занимает создание «Новой нормы», смысл которой заключается в переориентации с внешних рынков на внутренние. А именно, прекращение наращивания темпов роста ВВП в ущерб населению страны, смещение приоритета на качественное и сбалансированное развитие экономики.

Внутренние преобразования идут параллельно с модификацией внешней стратегии КНР и являются первым и необходимым этапом для реформирования внешнеполитического курса. Усиление Китая привело к повышению национальной уверенности и, как замечают некоторые эксперты, к более агрессивной внешней политике, направленной на повышение глобальной роли Китая. В сложившейся ситуации, параллельно глобальным интеграционным проектам и включения в мировую систему, Китай активно продолжает развивать региональный вектор сотрудничества.
Стремление стать полноправным участником всех мировых процессов определяет политическую стратегию страны. Так, «возвышение Китая» оказывает влияние на формирование нового политического курса и создание нового образа страны, что, в свою очередь, влияет на ситуацию в регионе в целом.

Отношения России и Китая нельзя назвать однозначными. С одной стороны, страны определили свои отношения как стратегическое партнерство, что закреплено в двух основополагающих межгосударственных договоренностях. Важнейшее значение для обеих стран имеет то, что их позиции по ключевым международным проблемам совпадают. Это относится, прежде всего, к гегемонистской политике США и стран НАТО. Активно развиваются экономические и культурные взаимоотношения. Россия ведет строительство столь необходимого для Китая нефтепровода к его территории. Китай является основным импортером российского вооружения. Контакты высшего руководства двух стран носят регулярный характер. С другой стороны, если отвлечься от официальных межгосударственных отношений, то в контактах двух стран можно обнаружить достаточно подспудных камней. Прежде всего, они связаны с остротой внутренних проблем Китая, которые он не прочь решить за счет соседних стран.
Провозглашение лидерами России и Китая в июне 2019 г. «новой эпохи» в двусторонних отношениях стало важным символическим событием, породившим ожидания выхода партнерства на качествен¬но новый уровень. Заместитель главы МИД России И.В. Моргулов отметил, что в связи с провозглашением «новой эпохи» стороны договорились «оказывать друг другу еще более решительную и энергичную стратегическую поддержку по всем направлениям».

Близость стратегических интересов Китая и России обусловлена сходством стоящих перед ними стратегических проблем. Обе страны являются «поднимающимися державами», они переходят от плановой экономики крыночной. Будучи «незападными державами», они заинтересованы в поддержании разнообразия мировых цивилизаций; они привержены соответствующим их национальной специфике ценностям и принципу независимости при выборе общественно-¬политической системы. Обе страны стали объектами стратегического сдерживания со стороны США, и это диктует необходимость совместного проти¬водействия гегемонистскому давлению. Как постоянные члены СБ ООН, они несут сходную ответственность в вопросах мира и разви¬тия, глобального управления.

Стратегические преимущества двух стран дополняют друг друга. В геополитической стратегии Китай должен реагировать на угрозу с моря, ему необходимо обрести стратегическую опору и тыл на суше, что невозможно без дружбы с Россией. Та, в свою очередь, в ответ на угрозу со стороны НАТО будет рассматривать Китай в качестве опо¬ры своей безопасности и стратегического тыла.
Структурные противоречия в отношениях Китая и Рос¬сии с США и прочими развитыми странами носят долгосрочный ха¬рактер, и потому развитие отношений между Пекином и Москвой постоянно будет сталкиваться с «серьезными геополитическими вы-зовами». Но все же между тремя державами сложились «отношения симбиоза», и потому у Китая и России достаточно пространства для диалога и сотрудничества с Западом, включая США.

Отношения Китая с ведущими политическими силами

Китай до сих пор является одним из основных экономических партнеров США. В США с тревогой смотрят на возвышающийся Китай, боясь, что эта страна может воспользоваться своим растущим экономическим весом, чтобы попытаться пересмотреть принципы международного экономического порядка (в частности, собственную роль и роль других развивающихся стран в глобальных экономических организациях – ВТО, МВФ, Всемирный банке), а, может быть, в перспективе и структуру международного политического порядка. Американцы постоянно критикуют Китай за нарушение прав человека, использую это как расхожий способ давления. В стратегическом отношении в противовес Китаю США делают ставку на Индию, являющуюся скрытым политическим и экономическим соперником КНР.

Отношения Китая с Евросоюзом менее политизированы. Торговля между Европой и КНР является наиболее динамично развивающимся сегментом мировой экономики (в рамках АСЕМ – форума «Азия – Европа») и удваивается каждые 5-6 лет. Связку с Евросоюзом Китай противопоставляет связи США с Японией. Вместе с тем в Европе с опасением воспринимают растущий экономический вес Китая, в частности, имея в виду количество контрафактной продукции, поступающей из этой страны (по имеющимся данным, Китай в этом вопросе – чемпион мира).

Стратегические региональные цели:


• признание мировым сообществом территориальной целостности Китая, включая его права на Тайвань, Тибет, Синьцзян;
• международное признание «особых» прав КНР на акваторию Южно-Китайского моря (где пересекаются нефтяные интересы девяти ее соседей по региону);
• распространение преобладающего влияния на Юго-Восточную Азию;
• приемлемое для Китая решение территориальных вопросов с соседними государствами;
• обеспечение поддержки соседними государствами позиций КНР в спорах с США и другими странами Запада;
• фактическое утверждение «особых отношений» между КНР и Монголией;
• приобретение де-факто «особого положения» в Центральной Азии;
• исключение шансов вступления других стран в антикитайские коалиции и военного противостояния с Китаем;
• навязывание другим странам торгово-инвестиционной политики, благоприятной для Китая;
• признание странами региона ведущей региональной роли КНР, выражающейся в виде неформальных, но обязательных консультаций с Пекином перед принятием важных внешнеполитических решений;
• обеспечение согласия других стран принимать китайских иммигрантов;
• закрепление «особых прав» китайских меньшинств за рубежом и признание права Пекина на их защиту;
• распространение китайского языка в Азии, обеспечение двуязычия в зарубежных районах компактного проживания этнических китайцев".

Елена Кузьмина, заведующая сектором Центра постсоветских исследований Института экономики РАН.














Похожие новости: