Алмаз Насыров: Основные проблемы цифровизации госструктуры в Кыргызстане

12:09 11-02-2021

МИРОВОЙ ОПЫТ И ЦИФРОВИЗАЦИЯ В КР

Алмаз Насыров: Основные проблемы цифровизации госструктуры в Кыргызстане Стремительное распространение цифровых технологий разрушает устоявшиеся модели производства и торговли, создавая как возможности, так и проблемы для устойчивого развития. Необходимо рассмотреть последствия цифровизации и использования передовых технологий.

1. С момента принятия в 2005 году Тунисской программы для информационного общества отмечается стремительная цифровизация (ЮНКТАД). В 2018 году впервые число людей, пользующихся Интернетом, превысило половину населения мира. Сегодня возможности цифровых сетей и устройств намного шире: разработаны, внедрены и получили широкое распространение многие новые технологии и услуги. В результате выросли и ставки для развития.

2. По мере того, как люди все активнее и шире используют новые приложения и устройства, растет число устройств и услуг. Данные становятся важнейшим ресурсом развития.

3. Общепризнанно, что цифровизация породила новую волну инноваций, которая будет иметь глубокие последствия для человечества, изменяя отношения между гражданами, государством и бизнесом, а также приведет к преобразованию структуры общества и экономики. Темпы экономического роста, производительность труда и развитие человеческого потенциала будут во все большей степени определяться уровнем интеграции в цифровую экономику. Действительно, цифровизация и передовые технологии не только создают новые возможности ведения бизнеса, но и порождают ряд проблем и рисков.

4. Цифровые технологии и платформы могут способствовать сокращению издержек для предприятий и облегчению доступа к новым потребителям как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Например, электронная торговля, ПВТ Кыргызстана.

5. Внедрение цифровых технологий также создает проблемы, издержки и риски. Различия в доступе к недорогим цифровым технологиям и ограниченность возможностей их эффективного использования могут привести к несправедливому распределению благ. В частности, в стороне могут остаться люди с низким уровнем образования или грамотности, сельские жители, люди с ограниченными правами или возможностями подключения и микро-, малые и средние предприятия. Существуют опасения, что широкое использование новых технологий, автоматизации и Интернет-платформ приведет к потере рабочих мест, усилению неравенства доходов и рынка. Это также может негативно сказаться на возможности пользователей, потребителей и работников отстаивать свои интересы и привести к нарушению неприкосновенности частной жизни.

В Кыргызстане предпринимаются активные попытки цифровизации госсектора. Однако их эффективность остается актуальным вопросом. Стартовавший национальный проект – Концепция цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан 2019-2023» ориентирует, что в долгосрочной перспективе наша страна должна выйти на новые траектории развития, где экономика, культура, технологии, социальные аспекты взаимодействуют при производстве продуктов и услуг. Задается высокая планка развития цифровизации в стране. Вместе с тем, осязаемых результатов пока меньше, чем предполагает концепция. Безусловно, такую масштабную задачу невозможно решить в сжатые сроки. Есть объективные трудности, в связи с чем наблюдается снижение темпов цифровой трансформации госсектора.
В целом, такая ситуация закономерна: для государства нехарактерна позиция новатора-экспериментатора, здесь нужны выверенные, работающие решения, требуется гарантия успеха. Именно поэтому отдельные направления пробуксовывают.
В дальнейшем, с появлением эффективных, проверенных отечественных программных продуктов, темпы цифровизации госсферы будут более устойчивыми.

ВЫЗОВЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ В КЫРГЫЗСТАНЕ

Наиболее частые проблемы, с которыми мы сталкиваемся в ходе цифровизации госструктуры в Кыргызстане:
-отсутствие единых стандартов при выборе информационных систем и многообразие технологий;
- недостаток финансирования ИТ-программ;
- кадровые проблемы;
- консерватизм государственных органов;
- нормативно-правовое регулирование цифровизации;
- недостаточная согласованность процессов цифровизации на центральном и региональном уровнях;
- проблемы государственных закупок;
- проблемы информационной безопасности.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ПОЛИТИКИ В КР

1. В целях получения выгод от цифровизации и сведения к минимуму рисков следует придерживаться комплексного подхода, предусматривающего диалог с участием заинтересованных сторон. Основное внимание государства должно уделяться использованию цифровых данных в интересах развития (путем создания инфраструктуры, кадрового потенциала и норм регулирования).

2. Следует принять меры для решения проблем, связанных с конкуренцией, защитой прав потребителей, владением данными и их конфиденциальностью, неприкосновенностью частной жизни.

3. Нельзя допустить роста цифрового разрыва и неравенства.

4. Также необходимо активно внедрять успешный опыт стран участников интеграционных объединений. К примеру, опыт ЕАЭС в части фискализации и цифровизации налоговой системы».

Насыров А.Т., д.э.н., независимый эксперт. Выступление состоялось в рамках конференции «Перспективы и риски глобальной цифровизации».