Олег Шатилов: Русские в Кыргызстане. Исторические примеры дружбы и сотрудничества

09:48 16-06-2021

Олег Шатилов: Русские в Кыргызстане. Исторические примеры дружбы и сотрудничества Русские переселенцы прибыли в Кыргызстан во второй половине 19-века – после вхождения его северной части в состав Российской империи. Как отмечают исследователи, отношения между местным населением и переселенцами, несмотря на культурные и языковые различия, очень быстро переросли в дружеские и добрососедские. Историк Олег Шатилов о влиянии масштабного переселения русских крестьян в Среднюю Азию на жизненный уклад и культуру местных жителей, а также об исторических примерах поддержки и сотрудничества кыргызов и русских переселенцев.[/i]

«В Таласской долине первая русская община появилась в 1876 году. Это был непростой контакт таких разных культур: патриархальной – местной, и отчасти буржуазной (в России тогда уже складывались буржуазные отношения) культурой приезжих русских крестьян.

Несмотря на различия, кыргызы и русские быстро нашли общий язык. Процесс культурного сближения был взаимным. Переселенцы учились у кыргызов разведению местных культур, таких как многолетняя туркестанская люцерна, саманному строительству, разведению местных пород скота. Русские крестьяне совершенно не были знакомы с ирригационным земледелием. Они научились у местного населения искусству прокладывания каналов. В свою очередь кыргызы узнали от русских о новых методах земледелия, научились садоводству, огородничеству, постройке домов.

Постепенно стали формироваться товарно-денежные отношения. Если раньше кыргызские ремесленники реализовывали свою продукцию путём натурального обмена, то с конца XIX века они стали продавать её за деньги.

Приехавшие из России крестьяне ввели в обиход железный плуг вместо сохи, косу (до этого кыргызы пользовались только серпом) и метод заготовки на зиму кормов для скота. Благодаря переселенцам у кыргызов появилось пчеловодство, каменный каток для обмолота хлеба (ранее практиковался обмолот с помощью волов). Росла техническая оснащённость земледельцев – на местном рынке можно было приобрести все необходимые приспособления: жатки, сеялки, плуги, бороны, конные грабли, сенокосилки.

В долинах развивалось садоводство. В 1879 году в Пишпеке выдающийся ботаник Фетисов основал питомник фруктовых деревьев. В то же время кыргызская земля стала одним из центров племенного скотоводства Туркестана. Конезаводы в Орловке и Николайполе (Таласская область) давали 60% местных пород.

Местное население постепенно приобщалось к образованию – благодаря постоянно создаваемым школам. Для Ферганской и Таласской долин было характерно положение, при котором церковно-приходских школ и светских школ было примерно поровну. В остальных областях, например в Семиреченской, религиозное образование явно преобладало над светским.

Следует отметить ещё раз, что отношения между местным населением и переселенцами были дружелюбными и добрососедскими. Часто можно было встретить смешанные русско-кыргызские поселения. Переселенцы изучали местный язык, традиции; известны случаи перехода в другую веру, когда русские принимали ислам или кыргызы принимали православие. Нередки были смешанные браки.

Село Богословка возникло в северной части Таласской долины. Богословские санжирачи (исследователи родословной) рассказывали любопытную историю о том, как один из местных джигитов по имени Батыркан влюбился в дочку одного из переселенцев по фамилии Квитко. Отец девушки был против этого брака. Тогда юноша попросил совета у местного старейшины Джумагула, и тот посоветовал влюблённому джигиту как поступить. Квитко был заядлым и очень хорошим игроком в козлодрание, а Батыркан тоже отлично играл в этот национальный вид спорта. И вот во время игры, когда команда Квитко была на грани проигрыша, в игру вступил Батыркан и помог отстающей команде выиграть. Говорят, что после этого Квитко на радостях выдал свою дочь за лихого джигита. Этот случай иллюстрирует нам процесс культурного влияния не только со стороны переселенцев, но и со стороны местного населения на приехавших русских крестьян.

Сегодня русская культура еще сохранила многие черты восточного менталитета, как, к примеру, традиция гостеприимства. У русских, как и у восточных людей, можно без предупреждения прийти в гости и люди будут тебе рады. У западных людей такая модель поведения считается в корне неприемлемой».

Выступление кандидата исторических наук Олега Шатилова состоялось в рамках конференции «Русские в Кыргызстане. Дружба с многовековой историей», организованной Фондом «Евразийцы – новая волна».