Аскар Бешимов: Анализ эффективности участия Кыргызстана в международных организациях и интеграционных проектах современности

09:28 26-08-2021

30 лет назад – 31 августа 1991 года, внеочередная сессия Верховного Совета КР приняла постановление о «Декларации о государственной независимости Республики Кыргызстан». Согласно этому историческому акту, страна была объявлена независимым, суверенным, демократическим государством.
Наряду с обретением независимости, Кыргызстан получил возможность стать полноценным актором международных отношений. За годы суверенитета КР установила дипломатические отношения со 165 странами мира. Республика является членом ряда международных организаций и крупных интеграционных объединений.
Экс-заместитель министра иностранных дел КР Аскар Бешимов проанализировал внешнеполитический курс Кыргызстана и эффективность участия страны в глобальных и региональных проектах современности.

Аскар Бешимов: Анализ эффективности участия Кыргызстана в международных организациях и интеграционных проектах современности«В начале 1990-х годов уже бывшие советские республики оказались перед сложным выбором – какую модель экономики и политической системы выбрать. На самом раннем этапе независимости Кыргызстан выбрал либеральную модель – минимальное участие государства в регулировании экономической жизнедеятельности страны, предоставление свободы слова и свободы совести. Исходя из этого решения пошли приватизационные процессы, мы первыми ввели национальную валюту. Придерживаясь либеральной модели, страна вступила в ВТО. Такие шаги предопределили наше дальнейшее существование. Положительным моментом стало то, что Кыргызстан за очень короткий период превратился в самый большой реэкспортный хаб – китайские товары шли через КР на все постсоветское пространство. У нас появились крупнейшие рынки Центральной Азии: «Дордой», «Мадина», «Кара-Суу». Но в то же время «расцвела» теневая экономика – появились налаженные системы контрабанды».

По словам эксперта, экономическая политика первого президента Кыргызстана Аскара Акаева способствовала созданию кластеров, приносивших существенную прибыль. Речь, в частности, идет о рыбной промышленности, производстве фасоли и развитии туризма (в первую очередь горнолыжного спорта). Однако многие либеральные решения не имели ожидаемого экономического эффекта.

«Я помню, многие тогда убеждали Акаева, что если обеспечить в стране свободу слова, свободу совести, запустить процесс приватизации, объявить свободный курс валюты – т.е. применить все либеральные теории кейнсианства, то это выведет страну вперед. Оказалось, что это необходимое условие, но не достаточное. Очень быстро произошло разделение общества на бедных и богатых. И соответственно это породило огромные потоки миграции населения. По разным оценкам, из Кыргызстана на заработки в другие государства уехало от 1 до 1,5 млн человек. Да, идет поступление денежных средств и за счет этого повышение уровня потребления в стране. Но важно понимать, что мы теряем лучшие умы.

Кыргызстан на сегодняшний день является участником множества международных организациях. Нормы и требования многих из них противоречат друг другу. Мы вступили во Всемирную торговую организацию за очень короткий срок. Переговоры, которые другие страны вели от 7 до 10 лет, мы провели буквально за полтора года. Вступил Кыргызстан в ВТО по монгольской схеме – на нулевых условиях. Очень быстро из аграрно-промышленной страны мы превратились в страну, оказывающую услуги реэкспорта, с теневой экономикой огромных масштабов и большим объемом миграционного потока».

“ВТО находится в кризисе – в самой организации не отработаны механизмы, способные решить споры между многими государствами”
Аскар Бешимов


Экс-министр коснулся также вопроса, связанного с эффективностью участия Кыргызстана в Шанхайской организации сотрудничества и Организации Договора о коллективной безопасности.

«В рамках ШОС на сегодняшний день не существует ни одного проекта, который смог объединить хотя бы 2-3 страны Центральной Азии. Надеюсь, что изменение глобальной повестки побудит эту международную организацию к принятию необходимых решений. Важно, чтобы она могла противостоять современным угрозам.

“Соседей не выбирают. Поэтому сравнивать, где мы больше получим выгод – в ЕАЭС или ЕС – не получится. Евразийский экономический союз – естественная среда, ареал нашего развития”.
Аскар Бешимов


Что касается ОДКБ, то он уже давно нуждается в переформатировании. Получилось, что формально организацию создали еще в 1992 году, де-юре – в 2002 году. Являясь с этого времени коллективным органом, обеспечивающим безопасность, ОДКБ не участвовал ни в одном конфликте: ни в войне в Нагорном Карабахе, ни при недавнем конфликте на границе Кыргызстана и Таджикистана. И всегда находились веские причины. Организация по сути заняла позицию наблюдателя, а основная нагрузка приходится на Россию. Сейчас наступает момент истины, когда ОДКБ вынужден будет переформатироваться против серьезной угрозы, исходящей от террористического движения «Талибан».

Пресс-служба фонда «Евразийцы – новая волна».