Никита Мендкович: ЕАЭС - это набор возможностей, который в большей или меньшей степени будет использовать Кыргызстан.

02:27 02-04-2015

Никита Мендкович: ЕАЭС - это набор возможностей, который в большей или меньшей степени будет использовать Кыргызстан.6 марта в КРСУ имени Б.Ельцина с успехом прошло крупнейшее в Кыргызстане мероприятие студентов и молодежи с участием представителей государственного аппарата, бизнеса и международных организаций - научно-практическая конференция «Евразийская интеграция: курс на развитие».
Чтобы подвести итоги прошедшей конференции, мы задали вопросы экспертам из России, присутствовавшим на встрече.
Один из них - Никита МЕНДКОВИЧ, Эксперт Российского совета по международным делам.

Какие плюсы и минусы существуют у ЕАЭС?

Плюсы очевидны: вырастет емкость потребительского рынка, вырастет емкость экономики, вхождение в ЕАЭС позволяет решить республике ряд проблем, которые связаны с экспортом рабочей силы, потому как договор ЕАЭС подразумевает новый статус трудовых мигрантов КР, РФ, РК, которым обещается транспарентность пенсий, свободные условия пребывания в республиках Союза. Поскольку емкость трудового рынка для не членов ЕАЭС существенно сократится, трудовые мигранты из Кыргызстана в большом выигрыше по сравнению со своими соседями.

Также плюс- возможность реализации продукции местной легкой промышленности и аграрного сектора, с присоединением к ЕАЭС шансы для успешной реализации на рынках России, Казахстана и Беларуси большие, в частности российский рынок огромен для продовольственных товаров.

А как обстоит дело с рисками?

Риски порождаются не членством в интеграционном объединении, сколько внутренними факторами. Кыргызстан может проиграть в результате ошибок, которые допустит правительство и бизнес, а также неиспользование плюсов от вступления. Конкретно- сейчас мы видим задержку в утверждении нормативов принятых в ЕАЭС, чем дольше тянется это бюрократическая волокита- тем больше проигрывает национальный бизнес, потому что выход на общий рынок задерживается, но это не вина Евразийского Союза, это вина ответственных лиц.

Говоря открыто ЕАЭС - это набор возможностей, который в большей или меньшей степени будет использовать Кыргызстан. Бонусы вне договора- это спонсорская помощь от России новым участникам в частности- по фитосанитарному контролю, развитие секторов национальной экономики для выхода на общий рынок.

Россия дала большой денежный транш на создание сети собственных лабораторий- этот проект уже реализуется, лаборатории по официальным данным на грани запуска. Что делать? Запускать сеть лабораторий, реализовывать полученные деньги и возможности.
Речь идет о том, что не хватает неких институтов позволяющих упростить возможность получения официальных сертификатов и лицензий признания, потому что в прошлом не была развита собственная фитосанитарная сеть

Возможен ли в Кыргызстане вариант событий как с Казахстаном, когда при росте курса доллара, казахские товары на российском рынке оказались неконкурентными и никому не нужными?

Это нормальное временное явление при сообщающихся и взаимосвязанных рынках, к примеру два года назад российские производители проигрывали конкуренцию более дешёвой продукции из Казахстана.
Хочу заметить, что подобное- круговое явление, в какое-то время какой-то партнер больше всех выигрывает от возможностей, но эта фортуна после определенного времени переходит к другому.
Из этого хочу вынести - что возможно следующей страной в выигрыше окажется Кыргызстан, получающий обширную спонсорскую помощь на развитие своей экономики, при умелом руководстве сможет вести агрессивную экспансию сельскохозяйственной продукцией на общем рынке, потеснив производителя России и Беларуси.
Средства в кыргызско-российском фонде размером 1 млрд. долларов действительно смогут поднять кыргызскую экономику?
Крупные средства по своему определению могут поднять производство. Что такое производство? Это удовлетворение потребностей, формируемое денежным предложением, появление денег означает разрешение предложений. Другой аспект- КР получает один раз возможность усилить производство и экономику, а затем уже без внешней подпитки двигаться дальше и мы упираемся в то, как кыргызская власть и бизнес использует эту возможность?
Естественно, что Россия и Казахстан готовы оказывать конституционную помощь, помощь советниками, но инициатива исходит отсюда- из Бишкека, потому что представители истеблишмента и бизнеса знают ситуацию лучше чем зарубежные партнеры.

О рынке труда и о миграции. По неофициальным данным число кыргызских трудовых мигрантов в Россию перевалило за миллион, девальвация рубля, взлет доллара привел к тому, что некоторое количество мигрантов стало возвращаться домой и озвученный вами плюс по свободному перемещению, не потеряет ли свою значимость?

Он не может потерять свою значимость потому что ЕАЭС будет запущен для КР с мая 2015 года, после этого начнут работать озвученные мной преференции. Для кыргызстанцев большой плюс в плане того, что юридическая составная пребывания иностранных граждан в России ужесточена, но не для партнеров по Союзу. Трудовые мигранты отсюда могут спокойно заменить на рабочих местах выходцев из Узбекистана и Таджикистана, которым доступ на трудовой рынок России затруднен не членством в ЕАЭС.
К вопросу о зарплатах и их разности в странах Союза, сложно сказать какие будут зарплаты завтра в России и Кыргызстане, не оглядываясь на инфляцию, экономические трудности и т.д.

Готовность страны к присоединению в Союз видна, но другой вопрос с какой скоростью будут выполняться правила установленные договором? Как скоро запустятся ответственные институты? К примеру тот же фитосанитарный контроль? Шанс запустить к концу год- да есть, но за это не отвечает Россия, за это отвечает власть республики, которая получила от РФ финансы. Как скоро власти создадут ответственную структуру, с бюджетом, кадрами, лабораториями и списком направлений работы? Все зависит от Кыргызстана.

Эта же планка применима и к юридической базе подведения национального законодательства в норму с союзным договором, как скоро парламентарии Жогорку Кенеша подведут под норму законодательство с нормами договора, так же и наступят преференции для республики, никто никого не торопит, но Россия свою часть помощи выполняет.

В российской экспертной среде, конкретно Аркадием Дубновым сказано, что ЕАЭС- «сырая организация», которая сможет начать работать в полную силу только к 2025 году? Можете вы это прокомментировать?

Это мнение сугубо Аркадия Дубнова, потому что Таможенный Союз существует уже 4 год успешно, что написано «тройкой» уже работает. Возможны новые параграфы в союзном договоре, но перед ними не стоят никакие угрозы для существования, запуска и работы.

А если повернуться к вопросу торговых войн с Белоруссией? Когда в ответных санкциях РФ закрыла свой рынок для европейских продовольственных товаров, а Беларусь стала завозить эти товары в Рф под видом своей продукции?

Да были отдельные нарушения со стороны белорусского бизнеса, но эти моменты уже сглажены диалогом ведомств РФ и РБ. Я отмечу, что тут больше задействована активность СМИ, которые освещают любой скандал во всей красе, а какие-то соглашения освещают глохо или вообще не освещают.