Д. Бердаков: «Причина радикализации молодежи- отсутствие привлекательного образа будущего»

12:23 07-10-2016

Д. Бердаков: «Причина радикализации молодежи- отсутствие привлекательного образа будущего»Экстремистами в Кыргызстане становятся, в основном, те из молодых людей, у кого нет перспектив карьерного роста. Так считает , заместитель Директора Представительства Фонда «Евразийцы – новая волна», Член экспертного совета по укреплению национального единства и религиозной политике при президенте Кыргызской Республики Денис Бердаков. Корреспондент ИА «СА-Ir News» встретился с ним, когда тот дискутировал на организованной Фондом в Бишкеке встрече экспертов «Морально–нравственные и духовные ценности, как инструмент противодействия вовлечению молодежи в религиозно-экстремистскую деятельность». Мероприятие, провести которое помогли сотрудники Республиканского Дворца молодежи Кыргызской Республики «Манас», было посвящено важной теме: противодействию вовлечению молодежи в экстремистские организации. О том, как молодому кыргызстанцу не превратиться в радикала, Д. Бердаков делится с читателем информагентства:

— Основная цель Круглого Стола — это понять, на какие именно морально-этические ценности могут опираться молодежные организации и органы государственной власти Кыргызской Республики. Это нужно, чтобы создать идеологическую платформу противодействия вовлечения молодежи в экстремистскую деятельность. Задача достаточно сложная, но очень актуальная и жизненоважная. Основная проблема в том, что в ИГИЛ, как и в различные экстремистские секты, значительная часть молодежи идет не за деньгами. Деньги, возможность заработать - это мотив для крайне узкой прослойки тех, кто уехал туда. . Гораздо больше тех, у кого отсутствует образ будущего страны и своего достойного места в нем. Если молодому человеку нельзя «подняться» по честным "социальным лифтам" , то он вынужден уходить в радикальные формы достижения своих целей. Оглянитесь вокруг, учитель, рядовой чиновник мясо себе не могут позволить купить, а криминал и высшие чиновники с официальной ЗП в 300$ покупают дома и машины за сотни тысяч долларов. Молодежь это четко видит. ... и делает выбор.

Другая причина — отсутствие в стране последовательных мер работы с пассионарной молодежью, — людьми определенного склада. Прирожденные бунтари, присутствуют абсолютно во всех странах и культурах. в западных обществах они занимаются экстремальными видами спорта, гонками. В других обществах уходят в банды, радикальные политические движения., секты. Но основная проблема в том, что такими пассионариями никто у нас специально не занимается. С моей точки зрения очень перспективно создание какой-либо организации не-радикального толка, нечто вроде советского «комсомола» на основе традиционных ценностей и установкой создавать блюдущее в Кыргызстане. Достойное будущее, в котором хочется создавать семью, можно не бояться безработицы, криминала, отсутствия правосудия . Главное, чтобы были ясные цели, где молодежь могла бы проявить себя через борьбу с «чем — то». Молодые люди воспринимают окружающий мир, как борьбу — это своего рода юношеский максимализм. Соответственно, если охранять свой двор от бандитов и, соответственно, бороться с криминалом в своей районе, то молодой человек пойдет за этим. Если же им сказать, что мы будем бороться «за или за что-то: «за мир», «за человечность», «за гуманизм» - это не будет им интересно. Проблема в том, что все современные государства очень плохо работают с молодым поколением, не понимая где она живет (в социальных сетях), не думая о быстроте распространения информации в современном мире и о том насколько неоднородно молодое поколение.

— Кто из участников был приглашен на ваше сегодняшнее мероприятие?

— На Круглый Стол были приглашены государственные органы, 10-е главное управление министерства внутренних дел Кыргызской Республики, сотрудники минобразования, госагенство по миграции. Также, в списках участников были представители 20 молодежных организаций.

Нужна ли идеология современной молодежи и что может быть ее заменой?

— По сути, этот вопрос и является ключевым. Идеологии, как ее представляли в XIX, XX веке, сегодня не будет. Скорее всего она будет представлять собой набор возможностей самостовершенствования. То есть человека спрашивают: Хочешь ли ты прожить жизнь не бездарно, интересно? Молодой человек отвечает: Да, конечно, а как? Благодаря каким принципам, идеям я должен жить? И тут нужно предложить достойное предложение со стороны государства. Что-то интересное, значимое и дающее возможность себя реализовать в плане карьеры, денег, освоения новых компетенций.

— Что Вы считаете радикализмом и есть ли радикальный ислам в вашем понимании?

— Радикализм в моем понимании представляет собой чрезмерную реакцию на происходящие события. То есть, если испытываешь жажду, то радикально будет поступить, выпив 8 литров воды. Если ты чувствуешь, что мир несправедлив, перестрелять всех своих знакомых — это радикально. То есть радикализм — это чрезмерная реакция на что — то. Молодежь в основе своей склонна к радикализму даже в устоявшихся обществах: мало жизненного опыта, острее чувствуют несправедливость, их меньше ломали "об колено" обстоятельства. Радикализм связывают с исламом по общей мировой тенденции. Радикальная ли религия - вопрос сложный. Тут каждый ответит по своему. Для феминисток будет радикальным, что что у женщин мало прав в рамках традиционных канонов основных религий, аборты запрещены. Вегетарианцам посчитают экстремизмом жертвоприношения. Всегда нужно понимать, что люди разные, идеи разные. Поэтому государство если хочет существовать создает свои правила и строго соблюдает за их соблюдением. Это и есть идеология.
]
— Ваше мнение причин радикализации молодежи в Кыргызстане?

- Слабая система государственной власти (мало денег, нет вертикали власти, слабая национальная элита) порождает отсутствие социальных лифтов. Это, в свою очередь приводит к неверию молодежи в будущее, ее пессимизму, отсутствию перспективы. Отдельно можно говорить о том, что слабое коррумпированное государство приводит к недоверию в системе власти в обществе, а это уже болезнь.

— Как избежать возможность развития радикализма?

— Как не парадоксально, ответ прост. Строить сильное государство, сильную государственную власть. Государство — это как инструмент общества. Если общество не не консолидировано, не осознает само себя, не опирается на свою историю и не рефлексирует — то оно не может создать сильное государство. Вот в чем проблема. Государство — это эффективный инструмент, который может задавать концепт предполагаемого будущего.

Сейчас у нас полная путаница в голове. Люди путают этничность с нацией. Спросите на улице кто вы по нации - ответят кыргыз, узбек, русский. Не понимают, что все мы принадлежим к одной нации- кыргызстанцы (как американцы, французы) но состоим из разных этносов (русские, кыргызы, дунгане, уйгуры). И все мы живем тут вместе. А зачем живем вместе, какие у нас общие интересы? Люди хотят жить в развитом богатом государстве, чтобы сытно было, чтобы душа пела, как говорится.

— Что же этому мешает? Может враги какие-нибудь?

— Идеология — это всегда продукт действующей политической элиты. Это правила которые они спускают народу. Основной ее принцип — «делай, как я». Это всегда очень подражательно. Например, человек берет и в холодной воде строит плотину для села. Здесь важный пункт — сила воли, сила выбора, сила действия. За ним есть идеология и он создает такую сильную гравитацию вокруг себя, что остальные люди попадают в нее и начинают подражать ему. А просто так «обьявить» или «спустить сверху» идеологию — это бессмысленно. Это просто «симуляторы», которые создают недальновидные политики в разных странах. И в истории Кыргызстана их было множество. Чем они плохи? А тем, что в них очень четко все расписано, но как любая академическая модель — она не работает. Воли к жизни — нет. Никто не может сказать — это мое государство, я построю на свои деньги здесь школу, а вон там буду строить арык. И он это делает. Без денег и без принуждения. У него есть идеология и за ним люди пойдут. Ему «симуляторы» не нужны. А все попытки построить навязанную идеологию, разваливаются при первой угрозе.

— Как Вы относитесь к попыткам навязать школьникам «заветы Манаса», возродить некое «октябрятское движение» в национальном аспекте?


— Принципы то хорошие, как и во всех религиях, типа «не убий», «не укради» и т д. Можно очень многое написать, однако — это не работает. Если зарплата учительницы — 5000 сом. Учащийся смотрит на эти принципы и говорит «ерунда это». Любые слова, заветы — Манаса, Сталина, Ленина, Барака Обамы — это ерунда без действий их подкрепляющих. Ученик должен приходить в класс и как в странах юго-восточной Азии чувствовать — это Учитель! Богатый, уважаемый человек, который дает тебе путь и надежду в будущее. Вот за этим стоит идеология.

— Логично предположить, что если мы являемся слабым государством, со слабым лидером и псевдодемократической системой, то у нас и не может быть сильной системы идеологии?


— Идеология всегда есть. Она может нравиться не нравиться, но она всегда есть. У большинства молодежи Кыргызстана — это деньги и власть. Если мы хотим, чтобы общество жило лучше мы должны взрастить качественную государственную элиту за которой и встанет будущее. Если ее нет, то мы и в дальнейшем будем иметь то, что и сейчас: бедность, коррупция, отсутствие перспектив и т д. Будущее — оно проектируется и задается усилием сверху.

— Кто должен создавать эту «идею будущего» в нашем государстве, если сейчас нам пытаются ее навязать западные, восточные государства, Россия и другие политические игроки? Мы находимся по Сциллой и Харибдой внешних политических сил?

— Во-первых, любая идеология рождается в противоборстве. Как некий манифест — «я вышел», «я говорю». Создавать ее будут те, кто за нее готов жить, умирать, убивать. Это и называется Элита. То есть те люди по принципам которых мы живем. Да, мы живем не одни на планете земля. Есть другие нации у них своя идеологии, есть религиозные и воровские идеологии. Конкуренция в этом вопросе не маленькая.

— При ограниченных ресурсах нашего государства, что мы, как маленькое государство можем делать?

— Мы живем так, как мы живем. Если мы живем бедно, то наша политическая структура определяется ценностями практиками и институтами. Значит ЭТА СИСТЕМА такая. Кто-то должен их менять — это вопрос не корректен. Она сама или поменяется или нет. Изменять систему должна элита, которая берет на себя ответственность, у нее есть воля к решению задач и она их решает. А сейчас мы видим лишь проект и ждем пока он заработает. Пока у нас нет такой элиты, мы можем обсуждать, ставить новую планку осмысления и т д.

— В Древней Греции считалось, что лучшим властителем является философ? У нас это возможно?

— Надежда есть. Но заметьте, что все философы Древнего мира были чемпионами единоборств. Тот же Пифагор был пятикратным чемпионом по боям без правил и голыми руками отрывал голову противнику. Они были очень пассионарны, сильны физически и у них была философия «я так вижу и если хочешь это оспорить — побеждай меня». Очень примитивная — и очень живая. Скорее всего, такая элита у нас появиться. Но, пока у кыргызских правителей не будет осознания, что именно Кыргызстан — это их родная семья и они будут чувствовать себя наиболее безопасно именно здесь — в финансовом, экономическом отношении результата в реформах власти не будет. В этом случае, идея может сработать…а может и нет…

Источник: http://ca-irnews.com/mneniya/molodezhnyj-lider-znaet-otkuda-v-kyrgyzstane-berutsya-radikaly-sredi-molodezhi/

Похожие новости: