Темир Сариев: "Мы постарались получить максимально выгодный для Кыргызстана режим в ЕАЭС"

08:11 15-02-2017

Темир Сариев: "Мы постарались получить максимально выгодный для Кыргызстана режим в ЕАЭС"Темир Сариев: "Мы постарались получить максимально выгодный для Кыргызстана режим, со всеми возможными преференциями. Считаю, что вступление ЕАЭС может принести много полезного нашей стране. Приведу несколько причин, почему я так думаю.

1. Для успешного развития экономики любой страны необходимы рынки сбыта продукции и услуг. Если нет рынков сбыта, то нет рабочих мест, нет роста, нет развития. Это аксиома.

2. Кыргызстан страна с небольшим внутренним рынком, имеющим слабо развитую транспортную инфраструктуру, где главными рынками сбыта являются страны бывшего СССР и прежде всего Россия и Казахстан. Вступление в ЕАЭС это гарантированный доступ на огромный рынок. Невступление – бесконечные преграды и проблемы с нашими главными торговыми партнерами.

3. Членство в ЕАЭС не запрещает нам торговать и сотрудничать со всем остальным миром. Мы продолжаем оставаться членами ВТО. Тогда тоже было много споров, но жизнь показала правильность этого шага. Членство в ЕАЭС, также как и в ВТО это возможность системно решать возникающие проблемы. Без членства в этих организациях мы окажемся замкнутыми в своем внутреннем рынке, без перспектив льготного доступа на обширные рынки других стран.

4. Поэтому отсюда главный для нас вывод – мы должны создавать возможности для расширения перспективных рынков сбыта нашей продукции и услуг, но при этом всю работу мы должны делать сами. Нам нужна реиндустриализация, которая, конечно, должна опираться на новые мировые тренды, новые технологии и подготовку новых специалистов.

5. Какие возможности открывает для нас вхождение в ЕАЭС:
- Улучшается доступ на рынок общей емкостью 190 млн. человек.
- Значительная часть наших соотечественников – трудовых мигрантов живет и трудится на пространстве России и Казахстана и условия для них существенно улучшились.
- Развивается и укрепляется, сложившееся на основе исторической общности Единое культурно-информационное пространство.
- Учитывается связанность транспортно-логистической инфраструктуры стран ЕАЭС, что важно для снижения издержек при производстве и торговле.
- Благодаря технической помощи партнеров внешние границы укрепились, усилилась основа для обеспечения региональной безопасности и стабильности на фоне имеющихся угроз, связанных с терроризмом, и экстремизмом в сопредельных с регионом государствах.
- открываются возможности установления более либеральных режимов внешней торговли с новыми странами, такими например как Вьетнам, Индия, Иран.

6. Конечно, экономические трудности в России и Казахстане, «смазали» очевидность позитивного эффекта интеграции. Но это в краткосрочной перспективе. Мы ощутим положительные результаты в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Безусловно, положительные изменения будут происходить при условии нашего собственного труда и продуманности принимаемых решений.

7. Что нужно и можно делать:
Правительство многое делает – это снятие торговых ограничений, упрощение режимов, наличие преференций, улучшение таможенной инфраструктуры и приграничного контроля, сертификации и стандартизации, унификация железнодорожных тарифов. Но как показывают общественные обсуждения и критика со стороны бизнеса, ни скорости, ни глубины принимаемых решений недостаточно. Слабо ведется информационно-консультационная работа с представителями реального сектора.
8. В предыдущие годы Кыргызстан использовал модель реэкспортного хаба. Во многом это было возможно благодаря демпинговой таможенной политике.

В современном мире и в условиях ЕАЭС такой подход потерял актуальность. Поэтому наиболее верным путем является акцент на создание высокой добавленной стоимости на территории страны, а это должно быть связано с высоким качеством, уникальностью и ценовой конкурентностью производимых товаров и услуг.

10. Необходимо уделить внимание подготовке профессиональных кадров, производительность которых имеет огромный потенциал для роста.

Очень важно решать проблему мелкотоварности нашего сельского хозяйства. Необходимо принимать меры для повышения качества продукции и масштабов ее производства. Нужно строить логистические центры по хранению и сбыту продукции.
11. Исходя из природно-климатических характеристик, нам важно определиться с приоритетами экспорта. Думаю, в перспективе Кыргызстан может стать центром производства экологически чистых и качественных продуктов и семенного материала для стран ЕАЭС и других близлежащих регионов. Кыргызстан также может стать центром оказания качественных услуг в сфере медицины, туризма и образования. Это амбициозная задача, но вместе с тем имеющая огромный потенциал. Здесь надо смело использовать инструменты субсидирования, налоговых каникул, льготного кредитования, экспортного сопровождения.

12. Должны быть ликвидированы непроизводственные издержки бизнеса. Это в-первую очередь, коррупционное давление и регулятивное вмешательство в дела бизнеса. Любые помехи на пути от производства до экспорта продукции должны быть искоренены. Перемещению товаров ни один чиновник не должен воспрепятствовать. Важным преимуществом Кыргызстана по сравнению со странами ЕАЭС должна быть скорость обслуживания бизнеса и низкие издержки.

13. Как страна, в ближайшие два-три года, мы должны решить два уровня задач. Первый - оперативный - обеспечение интеграции и допуска на рынок ЕАЭС. Второй - стратегический - повышение конкурентоспособности национальных товаров и услуг. Причем это предстоит делать одновременно.

14. Исходя из вышесказанного я думаю, что сегодня уже не актуально ставить вопрос - Правильным или неправильным было вступление. Я уверен, что правильным. Но при этом, со стратегической точки зрения, нам необходимо задаться более актуальным сейчас вопросом - Какие конкретно шаги мы должны сегодня предпринять, чтобы будущее Кыргызстана в ЕАЭС принесло максимум выгод как нам, так и нашим партнерам?».

Источник: https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1235158816598275&id=100003125051627&__mref=message_bubble

Похожие новости: