Дамира Конокбаева: Миграционные процессы и их воздействие на проблемы идентичности

09:06 04-07-2017

Дамира Конокбаева: Миграционные процессы и их воздействие на проблемы идентичностиМассовые внутристрановые и межстрановые перемещения людей в современную эпоху глобализации, так называемая миграция населения, обострила целый ряд социально-экономических проблем, среди которых в особый статус можно вывести проблему сохранения национальной и укрепления консолидированной гражданской идентичности.

Любая форма идентичности связана с ощущениями принадлежности к определенной группе людей по тем или иным признакам. Национальная идентичность – с одной стороны простое понятие, связанное с принадлежностью к определенному этносу или нации, с другой стороны – это сложная коллективная идентичность, поддающаяся трансформации под влиянием определенных факторов, в том числе и миграционных процессов.

Гражданская общенациональная идентичность отражает солидарность общественных сил, является условием целостности государства и тоже подпадает под влияние миграционных процессов.

Вопросы национальной и гражданской общенациональной идентичности особо остро проявили себя после распада СССР, а до этого мы все существовали в рамках советской идентичности, которая более или менее была сформирована и по которой многие из нас до сих пор ностальгируют. Все бывшие республики Союза, определив свои пространственные очертания, бросились в поиски своей идентичности, актуализировавшейся в связи с суверенизацией. Данный поиск на первых порах в приоритеты вывел идентичность национальную, которая укреплялась также массовым эмиграционно-иммиграционным движением народов бывшего СССР, возвратом больших масс населения на свою историческую родину. Позже проблемы социально-экономического характера в новых государствах СНГ, активизировали массовую трудовую миграцию населения граждан, в основном из Украины, Молдовы, Узбекистана, Азербайджана, Грузии, Армении, Таджикистана, Казахстана и Кыргызстана в Российскую Федерацию, что вновь обострили вопросы идентичности.

Национальная идентичность – черта, приобретаемая в течение человеческой жизни, основанная на осознании общности с определенной группой людей, на чувстве принадлежности к определенному государству. В данном вопросе мигранты оказываются в двойственном положении: на территории другого государства обостряется чувство национальной идентичности в понимании идентичности этноса, в то же время происходит постепенно размывание национального индивидуализма, постепенная идентификация с новым государством и новой культурной средой. У последующих поколений, родившихся от осевших на территории другого государства мигрантов, индивидуальная национальная идентичность, основанная на глубоких чувствах и ощущениях, в конечном итоге, постепенно размываясь, рано или поздно превращается в простую совокупность общих черт и установок, присущих определенной группе людей.

Причины, цели, направление, длительность, масштабы, национальный состав миграционного движения влияют на возникающие проблемы идентичности:
- размывание национальной идентичности,
- ассимиляция наций,
- обострение этнических противоречий,
- противоречия в формировании общенациональной гражданской идентичности,
- отсутствие механизма регулирования разнородных идентичностей,
- размытость перспектив сосуществования разных национальных идентичностей.
Страны, принимающие мигрантов, по большей части готовы использовать их как временный источник рабочей силы и не предполагают их постоянного проживания на их территории в перспективе. Поэтому особо не задумываются о вопросах идентичности. Но кризисные ситуации в межнациональных отношениях, моменты дестабилизации в обществе, размывание и потеря национальных особенностей заставляют возвращаться к вопросам идентичности, сохранения национальных идентичностей. Решению обозначенных кризисных ситуаций не помогает даже провозглашенный принцип толерантности в отношении национальных идентичностей (например, политика мультикультуризма в Европе не только не дала положительного эффекта, но и привела к нарастанию экстремизма и терроризма).
В современных условиях кризис в определении своей национальной идентичности испытывают почти все: и европейцы, особенно в свете массового наплыва мигрантов из разрушенных военными действиями стран, и россияне, также беспокоящиеся от наплыва мигрантов из республик СНГ, и китайцы, активно поддерживающие эмиграцию своих граждан на основе провозглашения лозунга «где солнце, там Китай» и многие другие.

В любой стране трудовые мигранты из других стран обычно расселяются компактно, рядом со своими земляками, пытаясь не смешиваться с коренными жителями и создавая свой национальный мини рынок труда, который постепенно расширяется за счет приглашения новых своих земляков. Так создаются локальные островки национальной идентичности на территории другого государства, которые в последующим при худшем развороте событий могут стать очагами конфликта интересов и конфликтных ситуаций.
Длительное проживание на территории другого государства в определенный момент времени позволяет заменить статус мигранта на статус местного жителя. Росту миграции в определенные регионы мира и перерождению мигранта в местного жителя способствует также падение рождаемости у местных коренных жителей, низкий уровень воспроизводства и нехватка рабочей силы.

Большой вопросительный знак можно поставить и относительно идеи модернизации национальной идентичности в евразийство, формирование евразийского сознания. Для претворения в жизнь данного проекта «евразиизации» необходимы не просто политические инструменты и механизмы, а требуется, чтобы данная идея господствовала в умах всего населения интегрирующегося Евразийского экономического союза – и среди оседлого коренного населения, и среди многочисленных мигрантов стран ЕАЭС. Основная категория мигрантов ЕАЭС – это трудовые мигранты.
Официальная статистика трудовой миграции в Евразийском экономическом союзе на начало 2016г. характеризуется сокращением числа трудовых мигрантов в России, как основной принимающей стране, из большинства стран СНГ, кроме членов ЕАЭС - Армении и Кыргызстана: число выходцев из Таджикистана сократилось на 10,6%, Узбекистана – на 16,3%, Туркменистана – на 16,5%. В случае Армении сокращение числа мигрантов отмечено только в начале 2016 года и имело сравнительно небольшое численное выражение (-4,5%). Число же трудовых мигрантов из Кыргызстана наоборот увеличилось на 7,6% в течение изучаемого периода . Работодатели с удовольствием используют преимущество положения на рынке труда мигрантов из ЕАЭС – им не требуется оформлять разрешительные документы для трудоустройства и оплачивать дополнительные ежемесячные взносы за патент (как представителям остальных стран СНГ), а правила их найма практически ничем не отличаются от принятых для россиян.

Статистика денежных переводов мигрантов из России на родину за 2014-2015гг. также свидетельствует о том, что в наибольшей мере от сокращения массы переводов страдают страны, не входящие в ЕАЭС, где денежные потери в рублевом выражении составляют не менее 11%. Страны-участницы Союза, наоборот, переживают либо локальный рост рублевого выражения переводов (Кыргызстан +15%), либо – незначительный спад (Армения —1,1%) .

Таким образом, приведенные данные показывают, что в условиях «миграционного шока» в наибольшей мере оказались защищены мигранты из стран ЕАЭС в России и их семьи. Например, некоторые сферы занятости прочно закрепились за кыргызстанской трудовой диаспорой. Это связано с новым правовым статусом, который получают в России и других странах Союза представители других стран участниц.
Мигранты из ЕАЭС на территории России, достигшие поставленных целей в плане трудоустройства и получения трудовых доходов, меняют также свой гражданский статус и получают второе российское гражданство. Трудовые и материальные выгоды, получаемые за счет механизма проекта ЕАЭС, несложный процесс получения российского гражданства можно считать фактором адаптации мигрантов и фактором, способствующим укреплению гражданской идентичности мигрантов на территории России.

Процессу формирования гражданской идентичности способствует также психологическое восприятие коллективной истории, коллективных достижений. В этом аспекте, в качестве яркого примера, можно отметить международное общественное движение «Бессмертный полк», посвященное сохранению личной памяти о поколении Великой Отечественной войны. Данное движение как народное было инициировано в 2011 году в Томске (Российская Федерация), а на сегодня оно получило статус международного и охватывает более 80 государств и территорий. Память о погибших и отдавших жизни за общую победу над нацизмом родственников объединяет людей разных национальностей и рождает в их душах эмоциональное ощущение идентичной принадлежности.
Вопросы достижения национальной и гражданской идентичности предполагают культивирование почвы совместимости и солидарности в процессе коммуникаций и взаимодействия не только представителей разных наций, но и выходцев из разных регионов в рамках одной нации. Так, парадоксальна ситуация из Кыргызстана: статус граждан кыргызской национальности единой Кыргызской Республики, не всегда является гарантом идентичности жителей Севера и Юга страны, имеющих свои диалектные особенности речи, особенности в выражении национальных традиций и обычаев.
Гражданская идентичность помогает несколько нивелировать сильную, ярко проявляющуюся этническую национальную идентичность. Однако в информационном поле встречается и крайнее отношение к данному вопросу, когда предлагается постепенно заменить этническую идентичность общенациональной. В правильном русле национальная идентичность должна существовать одновременно с гражданской идентичностью, что особенно актуально для стран с многонациональной культурой.
Поиск идентичности, ее формирование – это социальная проблема любой страны. Ключевую, главенствующую роль в формировании гражданской идентичности играет государство, являющееся создателем консолидирующего механизма. Государство, сумевшее совместить и гражданскую и этнически-национальную идентичность, способствует гармоничному развитию своего общества.
Обсуждаемая проблема идентичности – национальной, региональной, гражданской, евразийской и т.п. – может быть решена только при одном условии: соблюдение интересов и обеспечение перспектив развития всем гражданам той или иной идентичной группировки. В рамках ЕАЭС источников совместимости граждан для порождения гражданской идентичности много. Это и единое прошлое, единое социально-политическое пространство бывшего СССР, единый менталитет, идентичная занятость на рынке труда, единая языковая среда, основанная на русском языке.

Конокбаева Д.К. – к.э.н., Кыргызстан.


Список использованной литературы:
1. Санина А.Г. Формирование Российской идентичности: гражданско-государственный подход. www/ ecsocman.hse.ru.
2. Флоринская Ю., Мкртчян Н. Миграция в России в 2016г. www/ iep.ru.
3. Смирнов П. Национальная идентичность, национальный характер и национальный менталитет: понятия и факторы формирования. / Credo New, №4, 2015г.
4. Национальная идентичность и будущее России. Доклад международного дискуссионного клуба «Валдай». М., 2014г.

Похожие новости: