Жанар Тулиндинова: Если Евразийского экономического союза нет в новостях – с ним все в порядке!

10:16 28-11-2017

Фото:press-unity.comФото:press-unity.com В Астане начинает работу III Молодежная евразийская школа «Евразийский старт». Межгосударственный проект ориентирован на молодых специалистов в области международных отношений и направлен на популяризацию процесса евразийской интеграции, формирование позитивного образа Евразийского экономического союза в молодежной среде и СМИ. Накануне открытия школы о проблемах информационного сопровождения евразийского проекта, о его качестве на нынешнем этапе и перспективах совершенствования в беседе с корреспондентом «IQ» мнением поделилась редактор центрально-азиатского направления Пресс-клуба «Содружество» Жанар ТУЛИНДИНОВА.

- Жанар, в нынешнем курсе Молодежной евразийской школы Вы выступите в качестве наставника и поделитесь с молодыми коллегами практическим опытом информационной деятельности на евразийском направлении. Будучи «включенной» в тему на протяжении многих лет, как Вы лично оцениваете текущее состояние информационного сопровождения евразийского проекта, эффективность и сдерживающие факторы процесса?

- Оценивая информационное сопровождение евразийского проекта с точки зрения его «полноты» и «достаточности» или «скудности» и «недостаточности», необходимо отметить, что мы вошли в новую информационную эпоху, когда широкое распространение инфокоммуникационных технологий, проще говоря, появление у широких масс населения от школьников до пенсионеров смартфонов, размыло границы между производством информации и ее потреблением. Потребители информации получили возможность непосредственно воздействовать на традиционных игроков на медийном рынке – с помощью комментариев, кликов, реакции в социальных сетях, производства собственного контента. Главным мерилом влияния и эффективности медиа стал «кликовый» эквивалент.

В сложившейся ситуации СМИ уже недостаточно просто информировать, им нужно удивлять, шокировать, воздействовать на эмоции, словом, делать все, что угодно, чтобы добыть «клики» и одобрение. О просветительской и разъяснительной функции СМИ, которая в известной степени предполагает статус наставника, моральный и интеллектуальный авторитет, говорить в этих неустоявшихся информационных реалиях довольно сложно. Перефразируя английскую поговорку «хорошая новость – не новость», можно сказать: если Евразийского экономического союза нет в новостях, значит, с ним все в порядке, все у него хорошо.

Вспомните недавний пример, когда только кризис на казахстанско-кыргызской границе и обмен взаимными претензиями обратил внимание казахстанских, кыргызских и российских медиа на Евразийский экономический союз, на его правовую базу и нормы, наконец, на полномочия исполнительного органа ЕАЭС – Евразийской экономической комиссии.

Отмечу еще один момент. Недавно казахстанский Институт Евразийской интеграции привел данные соцопроса, который показал, что 86,4% опрошенных казахстанцев одобряют участие Казахстана в ЕАЭС. При этом большинство респондентов видят в странах-членах ЕАЭС наиболее желательных партнеров Казахстана. Вряд ли это приписки – какой смысл казахстанским экспертам заниматься приписками? Это реальный срез настроений казахстанского общества. И для этого общества создание ЕАЭС – не прорыв, не достижение, это «нормальность». А «нормальность» принято не замечать, о «нормальностях» не пишут в наших газетах, о преимуществах «нормальности» обычно вспоминают, только когда происходят кризисы, и она находится под угрозой срыва.

- По Вашему мнению, является ли задача информирования населения о процессах интеграции на постсоветском пространстве и деятельности ЕАЭС прерогативной государств-участников объединения? Насколько важно в связи с этим формулирование общих принципов единой информационной политики, в каких форматах такая политика должна воплощаться в жизнь?

- Создание привлекательного медийного образа евразийского интеграционного проекта – такого, по которому все части общества, а уж тем более общества всех стран ЕАЭС пришли бы к консенсусу, – задача крайне сложная. Результат этих усилий может оказаться непредсказуемым, в том числе разочаровывающим.

На мой взгляд, более целесообразно на нынешнем этапе сосредоточиться на образовательных проектах – ввести в программы среднего и высшего образования в странах ЕАЭС сначала факультативные, а затем обязательные курсы на тему евразийства, евразийской интеграции, Евразийского экономического союза. Внести соответствующие разделы в учебники истории, обществознания, других общественных наук.

Когда эта база будет создана – проще будет с опорой на «общеизвестное» формулировать образ ЕАЭС в медийном пространстве.

В этом смысле можно лишь приветствовать такие проекты, как Молодежная евразийская школа, который уже третий год реализуется в Астане. Эта совместная инициатива факультета международных отношений ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, Фонда поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова, Информационно-аналитического центра «Евразия-Поволжье» и Научно-образовательного центра изучения стран СНГ и Балтии Института истории и международных отношений Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского имеет целью формирование молодежной экспертной среды, повышение профессиональных компетенций молодых специалистов в сфере международных отношений, прежде всего – на евразийском направлении.

Кстати, в последние годы активность неправительственных организаций на этом треке заметно возросла. И, на мой взгляд, подобные межгосударственные инициативы в гуманитарной и образовательной сферах достойны того, чтобы быть поддержанными на государственном уровне.

Источник: http://press-unity.com/analitika-stati/10818.html

Похожие новости: