Константин Ларионов: Перспективные направления сотрудничества между странами ЕАЭС и Китаем на примере Кыргызстана

13:07 24-05-2018

23 мая в Бишкеке прошла экспертная дискуссия на тему: «Большое Евразийское партнерство: сопряжение ЕАЭС с проектом «Один пояс – один путь».
В рамках мероприятия с докладами выступили известные политологи, экономисты и представители государственных органов. Публикуем текст выступления исследователя-аналитика Константина Ларионова.

Направления и потенциал развития торгово-экономического, инвестиционного и логистического сотрудничества между странами ЕАЭС и Китаем на примере Кыргызстана


Константин Ларионов: Перспективные направления сотрудничества между странами ЕАЭС и Китаем на примере Кыргызстана"Кыргызстан поступательно развивает сотрудничество с Китаем. На сегодняшний день заключено более 200 различных двухсторонних соглашений, договоренностей и иных взаимодействий на разных уровнях. Сфера совместных экономических интересов достаточно широкая, и касается как развития инфраструктурных проектов и предприятий, так и импортно-экспортного товарооборота.
Экономические отношения с Китаем следует рассматривать через призму внутренних политических и экономических интересов Поднебесной. Китай в рамках Экономического пояса Шелкового пути, нацелен на ускорение развития регионов севера и запада страны . Замедление китайской экономики, приводят к увеличению политической и экономической активности на внешнем направлении. Страны Центральной Азии в том числеи Кыргызстан, КНРмало интересуют в качестве равных партнеров, так как население, и экономические возможности региона сильно ограничены. С другой стороны, страны ЕАЭС в ввиду недостаточной развитости промышленно-экономического потенциала, с осторожностью подходят к углублению сотрудничества с Китаем. Вместе с тем, Центральная Азия служит транзитным коридором в страны Евросоюза, Ближний Востока и Российскую Федерацию. Китай обладает колоссальным потенциалом рабочей силы (ок. 750 млн. человек), избыток которой в дальнейшемможет рассматриваться для экспорта в страны Центральной Азии. В техноэкономическом плане, Китай выходит на лидирующие позиции в Центральной Азии и мире, что в перспективе позволяет говорить о конкуренции по направлению Восток-Запад. В этой связи, Кыргызстану необходимо, учитывая фактор нарастания влияния КНР занять наиболее выгодное положение. Поэтому Кыргызстан на государственном уровне рассматривает Китай в качестве стратегического партнера.
Торгово-экономические отношения с Кыргызстаном

За последние 5 лет сотрудничества, товарооборот между Кыргызстаном и Китаем вырос на 127 млн. долларов (с 1 470 млн. до 1 597 млн.).
Константин Ларионов: Перспективные направления сотрудничества между странами ЕАЭС и Китаем на примере Кыргызстана

Китай является наиболее значимым партнером в импорто-экспортных отношениях. На долю Китая от общего объема импорта приходятся 34,2%, что составляет 1,1 млрд долларов. Кыргызстан закупает у Китая текстильное сырье, товары широкого потребления, бытовую технику и так далее. В Китай вывозятся из Кыргызстана около 35,5% драгоценных руд и концентратов (за исключением золота, которое около 92% вывозится в Швейцарию) . Кыргызстан экспортирует в КНР продукты по 97 позициям, среди которых: переработанные нефтепродукты, доставляемые из России, а также продукты сельскохозяйственной деятельности. Если объем экспорта в 2012 году составлял 62 406,8 тыс. долл., то в 2016 уже – 80 086,5 тыс. долл. США .
Рисунок 1. Торговые взаимоотношения с КНР
(млн. долл.).
Константин Ларионов: Перспективные направления сотрудничества между странами ЕАЭС и Китаем на примере Кыргызстана

Со вступлением Кыргызстана в ЕАЭС, реэкспортная модель взаимоотношений с Китаем начала уходить в прошлое. Развитие торговых отношений будет зависеть в том
числе и от договоренностей в рамках формате ЕАЭС-КНР. Во второй половине мая 2018 года было подписано соглашение торговом экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР. Отечественные и зарубежные эксперты достаточно осторожно подходят к оценке развития таких взаимоотношений, которые не предполагают снятия пошлин и нетарифных барьеров.

Инвестиционные отношения с Китаем
На сегодняшний Китай крупнейший инвестор Кыргызстана. За период становления взаимоотношений, было подписано более 10 крупных инвестиционных проектов. По данным Национального статистического комитета, количество прямых инвестиций составило более 1,3 млрд. долларов. Наиболее привлекательными отраслями для китайских инвесторов являются обрабатывающая промышленность (27,74% в общем объеме поступающих); торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования (7,95%), финансовые вливания в транспорт и связь (3,16%), другие отрасли (3,76%) . Вместе с тем, вступление Кыргызстана в ЕАЭС несколько снизили приток китайских инвестиций. Тем не менее, китайская сторона заинтересована в дальнейшем развитии инвестиционных взаимоотношений.
Рисунок 2. Прямые иностранные инвестиции
(в процентах)
Константин Ларионов: Перспективные направления сотрудничества между странами ЕАЭС и Китаем на примере Кыргызстана

Помимо этого, Китай является важнейшим кредитором инфраструктурных и иных государственных проектов. На сегодняшний день, Кыргызстан имеет растущие финансовые обязательства перед Китаем.Это вызывает в публичном пространстве и среди ряда экспертов по вопросам кыргызско-китайских отношений некоторую обеспокоенность Кыргызстана. Так, если в 2007 году, Кыргызстан был должен Китайской стороны 8,5 миллионов долларов, то в 2014 уже 1 114 млн., и в 2018 порядка 1,7 - 1,8 млрд. долларов США . Озабоченность вызывает как перспективы погашения растущих займов, так и эффективное и целесообразное использование финансовых средств. К сожалению заинтересованности, в широкомасштабном и независимом аудите и оценке реализуемых проектов под полученные займы с государственными гарантиями, не наблюдается. По мнению эксперта, в кыргызско-китайских отношениях К. Рахимова, сегодня необходимы изменения в действующие нормативные правовые акты, устанавливающие лимит для получения кредитов от одной стороны, не превышающих определенной суммы. При этом, Кыргызстан должен ориентироваться на инвестиционные проекты в рамках сотрудничества .
Через южную территорию Кыргызстана планируется построить газопровод из Туркменистана, общей протяженностью 224 километра. Согласно существующим на данный момент договоренностям, газопровод будет построен к 2022 году . При этом, голубое топливо не будет предназначаться для нашей страны, а за транзит в течение 35 лет, наша сторона получит порядка 2 – 2,5 млрд. долларов, что ежегодно составит порядка 75 млн. Нужно учитывать факт, что при строительстве газопровода, Китайская сторона будет заинтересована в сохранении стабильности в Кыргызстане.
Китайская стороны, в лице как государственных, так и частных организаций вкладывается в развитие строительства дорог, больниц, гостиниц, ирригационных систем, заводов. Всего же на территории нашей страны, по словам замминистра Министерства экономики КР Э. Абакирова зарегистрировано около 1 500 кыргызско-китайских совместных предприятий и судя по всему их число увеличивается.
Логистические отношения с Китаем
Развитие логистических международных узлов и транспортных коммуникаций, позволит Кыргызстану расширять свои возможности взаимоотношений со странами дальнего зарубежья. в этом по-своему заинтересованы как Кыргызстан, так и КНР. Наша страна до сих пор играет одну из ключевых ролей в реэкспорте китайских товаров через свою границу .

В перспективе, сотрудничество между Кыргызстаном и КНР может развиваться по следующим направлениям:
- инфраструктурные проекты (развития через территорию Кыргызстана сетей автомобильных и железных дорог, трубопроводов, а также системы логистической инфраструктуры);
- транзитные договоренности (касательно транзита через территорию страны газа, товаров произведенных в Китае);
- создание и развитие в Кыргызстане высокотехнологичных и перспективных кыргызско-китайских предприятий, а также зон свободной торговли;
- развитие инвестиционных взаимоотношений.
- развитие взаимоотношений в сфере горнодобывающей отрасли;
- тесное развитие банковско-финансовой системы и становление Кыргызско-Китайского фонда развития.
В заключение хотелось бы отметить что следует учитывать то, что чем больше развивается экономическая составляющая с странами Центральной Азии, в первую очередь инфраструктурная, тем больше будет возрастать заинтересованность в сохранении стабильности и тем самым будет увеличиваться политическое и военное влияние и интерес китайской стороны. И эту составляющую развития наших двусторонних отношений не стоит игнорировать ни в среднесрочной, ни в долгосрочной перспективе.
В этой связи для Кыргызстана ЕАЭС можно рассматривать в качестве возможности и ресурса, который при правильном и системном принятии политических решений, позволит развивать свой экономический потенциал (в том числе и промышленный), снижая риски быть поглощенным китайской экономической реальностью".

Похожие новости: