Уран Садыгалиев: Экономические приоритеты развития Кыргызстана в рамках кыргызско-китайского сотрудничества

13:48 24-05-2018

Уран Садыгалиев: Экономические приоритеты развития Кыргызстана в рамках кыргызско-китайского сотрудничестваВ рамках экспертной дискуссии на тему: «Большое Евразийское партнерство: сопряжение ЕАЭС с проектом «Один пояс – один путь» с докладом выступил доцент кафедры мировой экономики ГУ им. К. Карасаева Уран Садыгалиев. Публикуем текст выступления.

Экономические приоритеты развития Кыргызстана в рамках кыргызско-китайского сотрудничества


Аннотация: рассматриваются подходы к взаимовыгодному экономическому сотрудничеству между Кыргызской Республикой и КНР в рамках проекта «Один пояс - один путь».
Ключевые слова: интеграция, инвестиции, проект «Один пояс - один путь».

"Необходимость взаимовыгодного экономического сотрудничества в рамках двусторонних межгосударственных отношений, региональных интеграционных организаций ни у кого не вызывает сомнений. Доктрина «Великого шелкового пути» современного периода, поддерживаемая многими странами, соответствует тенденциям мирового развития на сегодня и, даже определяет его тренд в будущем. По этой причине процесс согласованного взаимодействия нашей страны и КНР во внешнеэкономической деятельности является объективным и может выступить в будущем как фактор ускоренного развития экономики КР.
Как известно, КНР провозгласил политический курс, направленный на сохранение стабильности и поддержание мира и стабильности в центральноазиатском регионе.Данный фактор создает достаточно большие возможности для реализации национальных интересов Кыргызстана, способствуетобеспечению благоприятнойобстановкидля эко-номических взаимоотношенийв Центральной Азии.

С другой стороны, как отмечают многие зарубежные аналитики,размещение зарубежных китайских инвестиций позволяет выделитьследующие основные экономические интересы Китая:
1) расширение рынков сбыта своей продукции на внешнем рынке;
2) разработка природных ресурсов, получение доступа к сырьюза рубежом;
3)открытие путей к передовым иностранным технологиям;
4) повышение экономической эффективности своей внешнеэкономической деятельности.
Нельзя, конечно, забывать и о том, что усиление активности размещения китайских инвестиций за границей имеет под собой политические и социокультурные факторы, стимулы и движущие силы.
Среди факторов и причин заинтересованности Кыргызской Республики в дальнейшем сотрудничестве с КНР в рамках проекта «Один пояс, один путь», наряду с политическими целями отметим следующие.
Одна из важнейших причин - сложившиеся торгово-экономические отношения. Китай является крупным торговым партнером. Объем торговли в последние три года составил порядка 1 млрд.долл.США ежегодно.
Значение экспорта и импорта КНР в социально-экономическом развитии Кыргызской Республики за годы ее независимости после развала СССР было существенным.
КНР является крупным инвестором страны. Китайские кредиты составляют более 40% внешнего долга КР (1,7 млрд.долл.США на начало 2018 г.)[данные Госкомстата КР.www.stat.kg/ru/]. Сегодня в Кыргызстане китайские инвестиции включают в себя такие сферы, как посев и посадка агрокультур,переработка сельскохозяйственной продукции,легкая и пищевая промышленностидобыча и переработка минерально – сырьевых ресурсов, строительные подряды, услуги связи и транспортировки, недвижимость, финансы. К крупным инвестиционным проектамс участием КНР являютсястроительство ЛЭП «Кемин-Датка», модернизацияБишкекскойТЭЦ, ремонт автомобильных дорог, нефтеперерабатывающий завод «Джунда», разведка и добыча полезных ископаемых (железная руда, олово, золото, нефть) и т. д.[данные открытых источников-СМИ].
Для обеспечения экономического роста Кыргызстан заинтересован в разработке и сбыте своих сырьевых ресурсов. Республика испытывает катастрофический недостаток инвестиционных средств в условиях стагнации большинства отраслей экономики и значительных диспропорциях в их развитии. За последние годы страна стала импортозависимой, что свидетельствует об отсутствии современного производства, нового оборудования и новых технологий, потребности производить конкурентоспособную продукцию. На сегодня Кыргызстан характеризуется как страна с недостаточно развитой инфраструктурой: рыночной, транспортной, телекоммуникационной и др.
Поэтому актуальными для экономического развития страны в ближайшей перспективе остаются вопросы создания в Кыргызстане наиболее привлекательных условий для отечественных и зарубежных инвесторов, развития горнодобывающей отрасли, транспорта,туризма, сельского хозяйства,сельского хозяйства,туризма, финансового сектора, а также сферы бизнеса, основанного на новых эколого-ориентированных технологиях.
Из вышесказанного видно, чтоКыргызская Республика и КНР заинтересованы в активном сотрудничестве.В этой связи необходимо отметить, что обе стороныв своих действиях должны учитывать членство Кыргызстана в ЕАЭС.Страны Союза, в том числе и КР, во внешнеэкономической деятельности должны исходить из приоритетности интересов своего объединения.Для укрепления своих позиций как единого экономического сообщества ЕАЭС обязана координировать деятельность своих членов по проекту «Один пояс - один путь».
Для Кыргызской Республики, которая имеет негативный опыт использования внешней помощи, актуальным стоит вопрос равноправного оптимального сочетания собственных интересов с интересами китайских инвесторов.

Данная проблематика является часто обсуждаемой, существует достаточное количество разработок, рекомендаций, инструкций, даже пожеланий по эффективному использованию прямых и портфельных инвестиций. Несмотря на это, хотелось бы отметить наличие множества преград, проблем, которые требуют разрешения.
Для улучшения эффективности использования инвестиций предлагаются различные решения: улучшение работы министерств и повышение профессионализма их работников, борьба с коррупцией и т.д.
На наш взгляд, наряду с указанными путями, повышение отдачи от кыргызско-китайского экономического сотрудничества, другими словами, реализация внутриэкономических приоритетов республики должна решаться на основе комплексного подхода.
В рамках реализации проектов с участием КНРКыргызстан должен идти по пути создания территориальных кластеров. На их базе можно сформировать так называемый опорный каркас развития страны. Другими словами, для решения задачи роста ВВП надо отказаться от политики выравнивания социально-экономического развития территорий и перейти к политике поляризованного развития. По сути, первоначальными должны стать задачиопределения отдельных территорий и отраслей как «локомотивов роста»и концентрации усилий по обеспечению их продвижения.
Особенности геостратегического положения страны при определении опорных территорий (регионов) требуютучета как экономических факторов, так и условий обеспечения национальной безопасности. Новая инновационная каркасная структура подъема экономики КР должна состоять из совокупности регионов и отраслей — «локомотивов роста».
Опорные каркасы можно развить в рамках сотрудничества с Китаем, оказания им финансовой помощи, создавая условия развития и модернизации промышленности и поддерживая и развивая конкурентоспособные территориальные производственные кластеры.
Отметим еще одно обстоятельство. Подобный подход требует тщательного анализа инвестиционного потенциала инвестора, его интересов, инвестиционной политики. Так, при предложении сотрудничества и реализации своих интересов, в Кыргызской Республике должны знать, что КНР обладает огромными золотовалютными резервами, и руководство этой страны намерено их вкладывать в зарубежные инвестиции. Китай охотно может поделиться « длинными деньгами», страна поддерживает сельскохозяйственные, логистические, финансовые, инфраструктурные проекты в ЦА.

На наш взгляд, вышеизложенный подход позволит нашей стране более эффективно использовать кыргызско-китайское сотрудничество, возможности, предоставляемые реализацией глобального проекта «Один пояс - один путь».

Похожие новости: