Марат Шафигуллин: Общественная дипломатия в условиях сопряжения ЕАЭС с проектом «Один пояс – один путь

13:57 24-05-2018

В Бишкеке состоялась экспертная дискуссия на тему: «Большое Евразийское партнерство: сопряжение ЕАЭС с проектом «Один пояс – один путь». В мероприятии приняли участие известные политологи, экономисты, представители государственных органов, а также ученые и молодежные лидеры столицы.
Организатором экспертной встречи выступил Фонд "Евразийцы - новая волна".
Предлагаем вниманию читателей доклад президента Евразийского исследовательского института развития мира, учредителя Клуба общественной дипломатии ECSdiplomacy Марата Шафигуллина.

«Общественная дипломатия в условиях сопряжения ЕАЭС с проектом «Один пояс – один путь»


Марат Шафигуллин: Общественная дипломатия в условиях сопряжения ЕАЭС с проектом «Один пояс – один путь"Общественная дипломатия – что это? Как часто в последнее время мы слышим это понятие. Для начала необходимо отметить, что существуют разные научно-методологические подходы в изучении данной сферы. Мой доклад опирается на том, что общественная дипломатия как publicdiplomacy–это система взаимодействия с зарубежными обществами в политических целях. Ограничение publicdiplomacyлишь диалогом НКО – ошибка как смысловая, так и политическая. Общественная дипломатия непосредственно связана с таким понятием как «мягкая сила». И здесь мы должны отталкиваться не от позиции американского политолога Джозефа Ная, который во главе угла ставит «привлекательность» ценностей, то естьесли объекты общественной дипломатии привлекательны и приемлемы для зарубежной аудитории, то можно создать благоприятные условия для их продвижения за границу. В контексте сопряжения интеграционных проектов в Центральной Азии уместно применять российский взгляд на общественную дипломатию, которая строится на рычагах воздействия и взаимодействия, такими являются межгосударственные организации как ЕАЭС, ШОС или ОДКБ. Немаловажным элементом является дипломатия «вторых треков» - экспертные встречи и панельные дискуссии, которые могут задавать вектор развития и формировать теоретическую базу под стратегическое развитие межгосударственных проектов. В частности, проводимый круглый стол «Большое Евразийское Партнерство: Сопряжение ЕАЭС с Проектом «Один Пояс – Один Путь» является важным мероприятием, учитывая, что организатором является общественная организация. На фоне геополитического напряжения именно неправительственные акторы должны создавать рычаги взаимодействия, пока официальная дипломатия выстраивает межправительственный диалог. Так, наша организация, клуб общественной дипломатии ECSdiplomacy, создавая гуманитарные кластеры в Европе и Азии, выстраивает взаимодействие с дипломатическими миссиями и страновыми департаментами МИД России. Государственно-частное партнерство является эффективной формой при реализации всех принципов publicdiplomacy.
Продвижение проекта Шелковый путь и ослабление позиций США в Центральной Азии имеют под собой кроме социально-экономических и военных факторов, также противоречие подходов в реализации «мягкой силы». В отличие от США, КНР, опираясь на свой экономический потенциал, учитывает индивидуальные особенности каждой страны и поддерживает сильную государственную власть, т.е. формы правления, основанные на автократии. США и западные страны, в свою очередь опирались на другие ценностные установки, а именно что авторитарность априори не имеют привлекательный экспортный потенциал, в отличие от демократии. Для КНР пояса Шелкового пути имеют важное стратегическое значение и затрагивают их национальные интересы, так как они позволяют решить проблемы зависимости от морских перевозок, где США имеют ощутимое преимущество. Благодаря этому вызову мы можем видеть позитивные примеры межгосударственных проектов: Банк стран БРИКС, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций.
Несмотря на успешную поэтапную реализацию проекта «Один пояс – один путь» «мягкая сила» китайского дракона имеет ряд фундаментальных сложностей, которые позволяют говорить о Сопряжении с другими интеграционными проектами в регионе: сложность китайского языка и особенности китайской культуры.Здесь уже на первый план выходит мягкая сила одного из ведущих игроков в ЕАЭС России. Принципы «мягкой силы» России заложены в статье В.В. Путина «Россия и меняющийся мир» и основывается на взаимовыгодном диалоге. Это одна из основных причин раскола позиций стран-членов ЕС по контрпродуктивной санкционной политики против России.

Для успешного Сопряжения ЕАЭС и КНР в области гуманитарного сотрудничества необходимо развивать общественную дипломатию стран-членов ЕАЭС, ввиду наличия на текущий момент проблемного сегмента, который характеризуется в следующем:
- отсутствие понимания у чиновников предмета работы в области общественной дипломатии;
- нет системной работы в области «мягкой силы»;
- отсутствие достаточного количество качественных НКО, правильно воспринимающих суть евразийской интеграции;
- отсутствие единого информационного и образовательного пространства;
- приоритет экономике в ущерб гуманитарного сегмента.
На углубление интеграции в области Сопряжения будут влиять два основополагающих фактора: естественность партнерства России и КНР, опирающаяся на географические и геополитические принципы; развитие подвидов общественной дипломатии. Необходимо активно продолжать работу в области экспертной дипломатии, сотрудничества по линии НКО, парламентской дипломатии, правозащитной тематики, борьбы за фальсификацию истории, взаимодействия с соотечественниками, международного молодежного сотрудничества, цифровой дипломатии.
Битвы за умы ЕАЭС продолжится, и роль гражданского общества будет важна в успешном Сопряжении Евразийского Союза и Шелкового пути".


Похожие новости: