Павел Потапейко: Когда в Евразийском союзе появятся автомобили-беспилотники. Продолжение

12:21 15-08-2018

Павел Потапейко: Когда в Евразийском союзе появятся автомобили-беспилотники. Продолжение «Новая Европа» отстает от «Старой». Исключение – Чехия, Венгрия и Эстония.

Первой в ЕС разрешила БПА на дорогах Эстония. В июле 2017 г. по Таллинну в тестовом режиме 6 дней в неделю начали ходить беспилотные (и бесплатные) пассажирские микроавтобусы – на 8 человек. Они идут по маршруту в связке по двое со скоростью 40 км/ч. Сопровождающий рассказывает, как пользоваться. Вложено €100 тыс., автобусы закуплены во Франции (как и в финском случае), но ПО – эстонское.

В Чехии в 2016 г. французская Valeo открыла центр разработки БПА в Праге, площадью 9 тыс. кв. м. Центр создал более 600 новых рабочих мест.

В апреле 2017 г. мэр города Усти-над-Лабем Вера Нехибова и министр транспорта Чехии Дан Ток (принадлежащие к партии ANO) договорились, что в городе пройдут первые испытания БПА. Регион, известный промышленными традициями, хочет стать хабом для них во всей Центральной Европе.

Министра и мэра поддержал губернатор региона Ольдржих Бубеничек, отметив, что идея вписывается в план превращения Усти-над-Лабем в «умный регион» и привлечения корпораций. Сюда пришла Valeo, начавшая сотрудничать с местным Инновационным центром в разработке ПО и гаджетов для БПА, создав 200 рабочих мест.

В Чехии есть свой «Убер» – таксофирма Liftago, чей владелец Мартин Хаузенблас стал одним из инициаторов этих тестов и хочет привлечь в страну производство «Тесла».

В 2017 г. БМВ объявила, что построит в Чехии (у г. Соколов близ германо-чешской границы) трассу для БПА, вложив €100 млн. Это создаст несколько сотен рабочих мест. Трек будет открыт к 2021 г., когда БМВ представит свою беспилотную модель iNEXT.

В июне 2018 г. в парламент Чехии внесен проект поправок, разрешающий БПА.

В Венгрии в мае 2017 г. премьер-министр Виктор Орбан присутствовал на открытии работ по созданию тестовой трассы для БПА в г. Залаэгерсег. Он заявил, что Венгрия намерена стать хабом, в трассу вложат €130 млн, открытие пройдет в 2019 г. Ведущими вузами и Венгерской академией наук в 2016 г. близ Залаэгерсега создан исследовательский центр RECAR, сотрудничающий с производством. Он должен повысить уровень венгерских технологов. Центр получил ряд льгот, инновационное оборудование, в 2018 г. открывает магистратуру по двум новым специальностям: инженер контроля автономного транспорта и специалист по компьютерам автономного вождения. Принят закон, в июле 2017 г. компания AImotive получила лицензию на тестирование.

В июне 2018 г. тема БПА обсуждалась на встрече Орбана с израильским премьером Нетаньяху в Будапеште и Залаэгерсеге в рамках Венгерско-израильской комиссии по экономическому сотрудничеству. За год до того, в июле 2017 г., подписан меморандум об активизации сотрудничества в создании технологий 4.0.

Земля беспилотников

Лидер беспилотных технологий – Израиль. По словам советника премьер-министра, д-ра Аната Бонштейна, «мозг, глаза и нервы умной машины созданы здесь». Внимание привлекло приобретение «Интел» в 2017 г. стартапа «Мобилай» (Mobileye), но здесь их сотни в этой сфере (за 4 года их число выросло с 87 до 500), за что Израиль называют «страной стартапов». Успех «Мобилай» привлекает к ним инвестиции. Стартап Waze куплен «Гугл» в 2013 г. за $1,3 млрд. Правда, нет своего автопрома.

Стартап Nexar совершенствует анализ условий движения. В него ивестирует китайская Alibaba, он открыл офисы в Нью-Йорке, Сан-Франциско и Лас-Вегасе. Otonomo разработал приложение обмена информацией. Argus Cybersecurity создан в 2013 г. бывшими офицерами элитного подразделения кибербезопасности армии Израиля и за 4 года привлек $30 млн инвестиций. В 2017 г. «Уолл-стрит джорнал» включил его в список 25 лучших технологических компаний. С ним конкурирует Karamba Security, получивший инвестиции «Форда». В 2016 г. производитель беспилотных грузовиков Otto, выкупленный «Убер» за $680 млн, привлек внимание, когда его беспилотник довез 50 тыс. кегов пива «Будвайзер» за 193 км в штате Колорадо – первая поездка беспилотной грузовой фуры.

Innoviz Technologies разработал типы LiDAR с 3D-сканером высокого разрешения. Он интегрируется в британскую корпорацию «Делфи». Cognata – симуляции городов в 3D, отображая каждое здание. Чип стартапа Autotalks, работающего с японцами и южнокорейцами, предсказывает, что будет на дороге через 5 секунд.

В январе 2018 г. на выставке CES (Consumer Electronics Show) в Лас-Вегасе компания Rinspeed из Швейцарии представила проект беспилотного городского электромобиля Snap. В июне 2016 в г. Сьон начались испытания беспилотных электробусов.

В Украине, несмотря на сложности, в марте 2018 г. собран пробный БПА – «ЗАЗ Ланос» Запорожского автозавода. Причем ПО свое: система навигации Pilotdrive и др.

Новый свет

В Австралии сектор БПА развивается весьма бурно. Центр его продвижения – «Инициатива беспилотных транспортных средств Австралии и Новой Зеландии» (ADVI), координирующая 120 партнеров. Первым мероприятием, организованным инициативой, стало шоу БПА в г.Аделаида в 2015 г. – впервые в Южном полушарии.

К 2018 г. БПА на дорогах разрешены в самых населенных штатах Новый Южный Уэльс, Виктория и Южная Австралия. В мае 2017 г. определены федеральные правила. Упомянутое исследование KPMG показало, что на 2018 г. Австралия занимает 14-е место по готовности к БПА. Власти всех уровней взяли курс на БПА. Но опрос агентства Ipsos в 28 странах в апреле 2018 г. показал, что австралийцы настроены скептичнее многих: лишь 25% «ждут не дождутся», 16% заявили, что никогда в него не сядут.

В Канаде БПА разрешены при условии, что в салоне есть человек, а на счету «всех участников» 5 млн канадских долларов страховки. Первой провинцией, разрешившей тесты в 2016 г., стала Онтарио, где расположен крупнейший в стране город, Торонто, выбранный «Убер» для тестов наряду с Финиксом и Питтсбургом (США). Тесты проводят 7 компаний и университетов. Акцент – на испытаниях в условиях снега и обледенения. Здесь испытывают собственную концепт-модель БПА, созданную телекоммуникационной компанией BlackBerry, производителем бизнес-смартфонов. В последние годы автопром тут в кризисе, производство уходит в Мексику, поэтому на БПА большие надежды. В 2016-2017 гг. провинция Онтарио привлекла $765 млн инвестиций в сектор.

В феврале 2018 г. комитет по транспорту и коммуникациям сената Канады подготовил отчет, согласно которому страна не готова к БПА. Главное – сомнения в безопасности. Но они помогут сократить число ДТП и дадут экономические выгоды.

Министр транспорта провинции Онтарио Стивен Дель Дука заявил, что Онтарио имеет все шансы стать глобальным лидером в разработке, тестировании и внедрении БПА. Провинция хочет получить из бюджета 80 млн. канадских долларов в течение 5 лет под исследования и разработки в этой сфере. Идет изучение общественного мнения. И канадцы, и жители США психологически связывают обладание автомобилем со свободой и самореализацией. У четверти опрошенных БПА вызывает тревогу, у 29% чувство бессилия. Две трети (и 70% у женщин) видят главным бонусом возможность ездить после употребления алкоголя. Конечно, более открыта новому молодежь, но 7 из 10 лиц моложе 30 в случае выбора предпочли бы купить не машину, а смартфон.

Беспилотные технологии уже и в Южной Африке и Латинской Америке. ЮАР – единственная страна Африки, где обсуждают перспективы перехода к БПА и возможности своих разработок. Идут публикации с заголовками «Есть ли будущее у беспилотных авто в Южной Африке?» В 2016 г. Южноафриканская инновационная группа обнародовала исследование: Африка, и не только ЮАР, имеет преимущества: мало ограничений, растет малый бизнес, продажи авто переживают бум. Однако там всего 30 млн пользователей интернета, в 10 раз меньше, чем в США. Другие приходят к скептическим выводам: в ближайшие 20-30 лет условий для БПА не появится.

Вытеснение рабочих мест станет катастрофой. Более 30 млн жителей ЮАР живут в месяц на сумму меньше одной поездки в «Убер».

И инфраструктура не потянет: из 747 тыс. км дорог лишь 158 тысяч имеют покрытие, даже в столице со знаками и разметкой хаос. Пешеходы непредсказуемы, на дорогах бывает скот и дикие животные.

Однако в марте 2018 г. появилось сообщение, что первые в ЮАР испытания БПА намечены на октябрь. Инициатива «Центр мобильности Африки» (МСА) получила добро на тесты в 3 густонаселенных местностях, включая столицу Преторию. Но в апреле Национальный департамент транспорта не разрешил их на дорогах общего пользования.

Бразилия стремится стать самой технологически продвинутой в Латинской Америке. Это шестой рынок автомобилей в мире, автопром дает 5% ВВП. Еще в октябре 2013 г. беспилотник (Carina II от Университета Сан-Паулу) появился здесь на улицах – в г.Сан-Карлус, пройдя 5,5 км. Впервые в Латинской Америке. Разработку вел профессор Денис Волф, координатор проекта Carina («Умные роботизированные автомобили для автономной навигации»), финансируемого рядом фондов и госструктур. Команда Волфа разработала инновационное ПО. Добро на испытания дали власти города Сан-Карлус.

Эксперименты также идут в федеральных университетах Эспириту-Санту и Минас-Жераис. В том же 2013 г. команда разработчиков из первого из них испытала свою модель БПА (на базе «форда»), в ходе чего легкие травмы получила журналистка в прямом эфире. Внедрение девайсов вела компания из США.

Самый знаменитый бразильский бизнесмен, Карлос Гон (Carlos Ghosn), президент компаний «Рено» и «Ниссан», создал их альянс (а также возглавлял «Автоваз»). В 2016 г. он исключил возможность появления БПА в обозримом будущем в Бразилии из-за «недисциплинированности» водителей и «неуважения к правилам».

Например, ночью они игнорируют красный свет. Дороги перегружены. Но, по его словам, беспилотники появятся и там – хотя нескоро и с адаптацией. Идею адаптации к бразильским реалиям разделяет и шведская компания Semcon, заключившая в январе 2016 г. с бразильским производителем комплектующих контракт на изготовление БПА.

Бразильский блогер Элоиза Канасса (Heloiza Canassa) считает, что молодое поколение зреет к переменам. Тут машина – признак статуса. Бразильцы быстро принимают технологии, сильна культура потребления. Принята программа поощрения инноваций. Опрос 2015 г. показал: 90% бразильцев хотели бы БПА, а в Германии таких только треть.

Мексика стремится предоставлять возможности производства и тестирования. В 2015 г. немецкий БПА, созданный в Свободном университете Берлина, проехал из Хьюстона (Техас) в Мехико. В машине было несколько немцев-разработчиков и глава их команды, профессор Университета штата Невада и Свободного университета Берлина Рауль Рохас. Поездка широко освещалась в СМИ. Немецкая лаборатория AutoNOMOS Labs в рамках Двойного года немецко-мексиканской дружбы (2016-2017 гг.) подарила десятки БПА на основе мини-версии «фольксваген пассат» вузам и школам. Разработкой БПА с 2006 г. руководит профессор Рохас. В 2017 г. «Форд» объявил о планах открыть в Мексике производство электробеспилотников, что создаст 850 рабочих мест.

В Аргентине в феврале 2017 г. в Буэнос-Айресе впервые прошли гонки БПА на одном треке – двух британских гоночных DevBot.

Это был тестовый заезд в рамках подготовки международной серии гонок Roborace, которая станет частью гонок электроболидов «Формула Е», стартовавшей в 2014 г. Организатор, глава Roborace и британского венчурного фонда Kinetik, бывший замминистра связи России Денис Свердлов назвал это важной вехой в развитии БПА. Болиды преодолели дистанцию за 1,4 минуты, всего на 32 секунды отстав от рекорда «Формулы Е», что поставил Жан-Эрик Вернь.

А в Чили к 2014 г. беспилотные грузовики применяли для вывоза из шахт материалов.

Источник: http://eurasia.expert/kogda-v-evraziyskom-soyuze-poyavyatsya-avtomobili-bespilotniki/

Похожие новости: