Бермет Бакеева: Для РФ и КР сотрудничество в образовательной сфере остается элементом стратегического партнерства

09:39 12-10-2018

Бермет Бакеева: Для РФ и КР сотрудничество в образовательной сфере остается элементом стратегического партнерстваВ Бишкеке обсудили вопросы Кыргызско-Российского межгосударственного сотрудничества. Круглый стол на тему: «Межгосударственные отношения России и Кыргызстана: история развития и перспективы» прошел с участием экспертного и научного сообщества КР, а также активной молодежи столицы.
Предлагаем вниманию читателей доклад кандидата исторических наук, заведующей кафедрой всеобщей истории Института истории и социально-правового образования Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева Бермет Бакеевой.

Проблемы и перспективы единого образовательного пространства в контексте взаимоотношений Кыргызстана и России.
«После провозглашения 31 августа 1991 своей независимости Кыргызстан стали признавать на международной арене. На сегодняшний день, по данным МИД КР, республика имеет установленные дипломатические отношения со 135 государствами мира, из которых 84 имеют свои представительства в Кыргызстане, а в 36 государствах КР имеет дипломатические представительства, страна является членом 77 международных организаций.
Для Кыргызстана внешняя политика является органическим продолжением внутренней политики и отражает консолидированные интересы многонационального, поликонфессионального народа республики, и направлена на обеспечение и защиту государственного суверенитета, формирования благоприятных внешних условий для осуществления экономических и политических преобразований демократической ориентации.
В осуществлении внешней политики, направленной на обеспечение национальных интересов, стоят такие задачи, как:
• сохранение стабильности в стране в целях развития;
• стабильность и безопасность в регионе;
• развитие добрососедских отношений с сопредельными странами и углубление интеграционных процессов в Центральной Азии;
• содействие укреплению СНГ, реализации экономического и политического потенциала Содружества;
• укрепление дружественных связей с высокоразвитыми странами Запада и Востока;
• развитие сотрудничества с организациями системы ООН, ее специализированными учреждениями, региональными международными организациями, финансовыми и экономическими институтами;
• укрепление сотрудничества с развивающимися странами и странами переходного периода.
Быстро меняющаяся обстановка в мире, и в регионе в частности, определяет необходимость выработки новых подходов, новой формулы внешнеполитической стратегии для максимального обеспечения безопасности и национальных интересов страны.
На фоне всего этого, следует отметить, что Россия была и остается дружественным, братским, надежным и главным стратегическим партнером Кыргызстана. Эти факторы обусловлены многовековыми политическими, экономическими, культурными и социальными связями между двумя народами. Ведь история российско-кыргызских отношений насчитывает почти два с половиной столетия.
Последнее десятилетие XX века стало новой точкой отсчета межгосударственных отношений России и Кыргызстана. Дипломатические отношения между Кыргызстаном и Россией были установлены 20 марта 1992 года. Два суверенных государства стали развивать дружественное и широкомасштабное сотрудничество на основе новых политических, экономических, военных, культурно-гуманитарных и образовательных составляющих.

Сегодня Кыргызстан продолжает укреплять традиционно тесные отношения с Россией - обе страны являются стратегическими партнерами, входят в такие организации и объединения, как СНГ, ОДКБ, ШОС, и ЕАЭС. ВВС России располагают базой в Кыргызстане.
За эти годы страны подписали порядка более 200 двусторонних межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений. (10 июня 1992 года был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой, 27 июля 2000-го – кыргызско-российская Декларация о вечной дружбе, союзничестве и партнерстве).
И сегодня межгосударственные взаимоотношения между Кыргызстаном и Россией только крепнут и нарастают.
Потенциал для сотрудничества государств огромный - у Кыргызстана и России есть общность взглядов на современное мироустройство, геополитических интересов; издавна объединенные евразийским пространством, они и сегодня имеют единые экономические артерии и единый хозяйственно-культурный тип, унифицированный культурный облик и совместное бытие в истории, вопросы военно-технического и оборонного сотрудничества и миграционный процесс.
И здесь, хотелось бы обратить внимание на кыргызско-российские межгосударственные взаимоотношения в области образования.
Образовательное пространство является предметом обсуждения в государственных учреждениях, научных центрах, в вузах и общественных организациях. В современных условиях единое образовательное пространство может и должно быть принципиально новым по своему характеру, системно значимым явлением, отвечающим тем целям и задачам, которые диктует реальная историческая обстановка во всем мире.
В 90-х годах XX века Кыргызстан как суверенное государство был нацелен на интеграцию в региональное и постсоветское пространство, а также на постепенное вхождение в мировое. Он не только поддерживал все интеграционные проекты «коллег по Союзу Советских Социалистических Республик», но и выдвигал свои. Он сумел войти в русло цивилизованных отношений демократического общества, приступил к возрождению традиционной национальной культуры и формированию после многовекового забвения, национальной суверенной государственности. Страна осознала необходимость кардинальных реформ, затрагивающих все сферы жизнедеятельности. Необходимо было решить множество социального экономических и этноконфессиональных проблем ради стабильности и роста благосостояния населения. В этих условиях как часть социальной реформы, причем не только в Кыргызстане, но и в России, а также на всем пространстве СНГ, стала разрабатываться программа модернизации системы образования. Понятие «образовательное пространство» воспринималось не однозначно. На тот момент большинство многосторонних проектов и постановлений в сфере образования, заключенных в рамках СНГ, не выполнялись, Россия и Кыргызстан приняли решение о создании совместного Кыргызско-Российского Славянского университета (КРСУ), открывшегося в 1993 году, который стал первым на постсоветском пространстве СНГ высшим учебным заведением совместного ведения двух государств. Чуть позже, Академией педагогических и социальных наук России совместно с Правительством Кыргызской Республики в Бишкеке в 1997 году была учреждена Кыргызско-Российская Академия образования.

Сегодня сотрудничество в образовательной сфере для России и Кыргызстана остается элементом стратегического партнерства, не менее важным, чем политическое и экономическое. Этому способствовали и исторические условия: более полутора веков в результате присоединения Кыргызстана к Российской империи и нахождении его в составе СССР образование в Кыргызстане было интегрировано сначала в российское, а затем в советское образовательное пространство и развивалось по одним законам и стандартам. Кроме того, тесной интеграции образовательных систем России и Кыргызстана способствует функционирование в Кыргызской Республике русского языка как языка официального.
В связи с этим, хотелось бы вспомнить слова великого писателя Чингиза Айтматова, «ныне мы живем в эпоху интенсивных глобализационных процессов. Общество, характеризовавшееся ранее как индустриальное, а затем как постиндустриальное, превращается в общество информационное… Зонт глобализации простерся над Западной Европой, вовлекая нации и народности в новые объединения, пытающиеся ответить на вызовы ХХ1 века».(Ч.Айтматов Ч. Выступление на Конгрессе «Русский язык – ключ к диалогу и взаимообогащению культур» [Текст] / Ч. Айтматов //Вестник БАЕ.- 2008.)
Глобализация наиболее заметно проявляется в сфере образования, которое лежит в основе развития любого общества, изменяя все его содержательные и структурные характеристики. В то же время образование является ключевым фактором глобализации.
По определению кыргызского ученого К. Колбаева, «по своему содержанию интеграция высшего образования представляет собой всемерное сближение национальных образовательных систем, их взаимодополняемость, превращение высшего образования в мировую социальную систему, в мировую систему глобализации».
За годы независимости важным аспектом гуманитарного сотрудничества в частности образования Кыргызской Республики и Российской Федерации следует считать их взаимоотношения в рамках различных интеграционных структур, действующих на постсоветском пространстве. Имеются многосторонние соглашения, подписанные в рамках СНГ, ЕврАзЭС. В частности:
• Соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях (1998г.);
• Соглашение о предоставлении равных прав гражданам государств-участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях при поступлении в учебные заведения (1998г.);
• Соглашение о координации работ в области лицензирования образовательной деятельности, аттестации и аккредитации образовательных учреждений государств-участников СНГ (2001г.);
• Соглашение о порядке создания и функционирования филиалов высших учебных заведений в государствах-участниках СНГ (2001г.).
Т.о., Кыргызстан является одним из активных участников создания единого образовательного пространства. За 1992-1999 гг. республикой заключено правительственных соглашений со странами ближнего зарубежья, в том числе и с Россией.
Рассматривая правовую базу сотрудничества России и Кыргызстана в этой сфере, следует отметить, что она во многом базируется на подписанных в марте 1995 года в Бишкеке Соглашении между правительством Кыргызской Республики и правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области культуры, науки и образования и в марте 1996 года в Москве – Соглашении о сотрудничестве в области высшего образования.

Между Правительствами Республики Беларусь, Российской Федерации и Кыргызской Республики существует соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых званиях и степенях, которое регламентирует систему взаимного признания и способствует укреплению международных образовательных связей.
Необходимо отметить, что в наши дни между Россией и Кыргызстаном наступает новый этап в развитии двустороннего сотрудничества в образовательной сфере, характеризующийся существенным нарастанием взаимовыгодного взаимодействия сторон.
Взаимное признание дипломов, программы двойных дипломов, учеба в разных вузах – сегодня студенты стремятся получить образование, соответствующее лучшим мировым стандартам. Студенты Кыргызстана не исключение. Сейчас значительная часть граждан учатся в России. В российских вузах сегодня получает образование более 16.000 граждан республики, из них 5000 – за счет российского бюджета. Правительством Российской Федерации установлены квоты на каждый учебный год, согласно которым российская сторона выделяет места для обучения в своих высших учебных заведениях для граждан Кыргызстана.Квота для обучения студентов из Кыргызстана в российских вузах с каждым годом увеличивается.
Если ранее, около 5 лет Россия выделяла Кыргызстану около - 250 мест, теперь эта цифра доходит до 450-500. К 2017 году это число выросло до 600 мест. Помимо данной квоты у высших учебных заведений России есть автономия на федеральный бюджет. То есть, каждое российское учебное заведение имеет право по своему усмотрению приезжать в Кыргызстан и проводить приемную кампанию. К примеру, так делают Московский физико-технический институт, Башкортостанский, Татарстанский, Санк-Петербургский, Новосибирский и Томский университеты.
На основе межгосударственных соглашений, в Кыргызстане стали создаваться филиалы российских вузов. В настоящее время в Кыргызской Республике действуют филиал Балтийского государственного технического университета – Военмех, Бишкекский филиал Международного Славянского института, Кыргызско-Российская академия образования, Бишкекский филиал Российского государственного торгово-экономического университета, филиал Российского государственного социального университета в г. Оше, Бишкекский, Каракольский и Ошский филиалы Московского института предпринимательства и права. Благодаря этим шагам, кыргызская молодежь имеет возможность получить качественное образование без выезда из страны.
В настоящее время налаживаются международные контакты в образовательной сфере между Кыргызстаном и отдельными республиками Российской Федерации. Практически каждый вуз Кыргызской Республики имеет договор с ведущими российскими университетами о подготовке, переподготовке, повышении квалификации, обучении в магистратуре, аспирантуре, о совместном выполнении НИР и т.д. Так, уже много лет развиваются межобразовательные отношения Кыргызстана и Татарстана, Кыргызстана и Башкортостана, Кыргызстана и Якутии. Только между Кыргызстаном и Башкортостаном подписано 18 межвузовских соглашений о взаимном сотрудничестве др.
В Кыргызстане действует Ассоциация выпускников российских вузов, проводятся форумы выпускников российских вузов.
Значительное развитие получило двустороннее взаимодействие Кыргызстана и России в области начального и среднего образования.
В Кыргызской Республике в настоящее время функционирует 138 школ с преподаванием предметов на русском языке и 332 школы, в которых имеются такие классы. Преподавание в названных школах практически всех предметов учебного плана осуществляется по учебникам и учебно-наглядным пособиям российских издательств «Просвещение», «Дрофа», «Педагогика». Школьное образование республики во многом продолжает ориентироваться на российские стандарты. Число школьников, проходящих обучение на русском языке, превышает 260 тысяч человек. Большинство предметов изучается по российским учебникам.
К примеру, только в начале 2000-х годов, из Москвы были получены учебники 116 наименований в количестве более 102 тысяч экземпляров на сумму 3 млн. 300 тыс. российских рублей. Они были присланы правительством России в дар Кыргызстану для школ с русским языком обучения. Учебники распределены комиссией, составленной под председательством советника Чрезвычайного и Полномочного Посла РФ, по всем регионам республики. Это позволило в значительной степени обновить фонды школьных библиотек.
Позже решением Государственной комиссии при Правительстве КР по государственным закупкам и материальным резервам был заключен договор с издательством «Просвещение» на сумму 4 млн. сомов. Школам республики доставлено 32 наименования необходимых учебников в количестве более 72 тысяч экземпляров. В рамках Соглашения между правительствами Кыргызстана и России по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, был заключен Договор между министерством образования КР и издательством «Просвещение» РФ на поставку учебно-методической литературы, на основе которого было закуплено 204 тысячи экземпляров учебников на сумму 15 млн. сомов. К сожалению, по последним данным, учебников для школ с русским языком обучения все еще не хватает.

Посольство РФ в КР на регулярной основе оказывает разноплановую помощь школам и детским домам. За истекший год начальным и средним образовательным учреждениям Кыргызской Республики передано около 360 тыс. экземпляров учебной, художественной и методической литературы.
Министерство образования и науки Кыргызстана прорабатывает вопрос об открытии в Бишкеке Центра по реализации учебников, учебно-методической литературы для общеобразовательных учреждений республики с русским языком обучения. Одновременно действуют и другие программы, направленные на расширение гуманитарного сотрудничества. Целый ряд школ республики подключен к российскому образовательному каналу «Школьник ТВ». Параллельно реализуется программа «Московский аттестат», дающая возможность старшеклассникам пройти курс дистанционного обучения и получить российский аттестат.
Регулярно в Кыргызской Республике российская сторона проводит «Неделю русского языка и российского образования». Так, например, Российский университет дружбы народов провел курсы повышения для 100 кыргызстанских учителей русского языка, мастер-класс и лекции для педагогов, выставку «Образование в России», конкурс «Образцовое владение русским языком».
Подводя итоги, можно сказать, что в реальных условиях современного развития общества и становления отношений между государствами первостепенную роль играет фактор взаимодействия, поскольку целый ряд возникающих проблем требует коллективного решения. И взаимоотношения Кыргызстана и России способны обеспечивать политическое и экономическое единство, выступающее в качестве единого субъекта при решении глобальных проблем современного человеческого сообщества. В условиях государственной независимости, кыргызско-российские отношения вступили в новый этап развития и наполнились новым содержанием. Они ознаменовали собой продолжение многовековых контактов на взаимовыгодной основе в новых исторических условиях. Принципы, заложенные в образовательные программы 70-90-х годов XX века, а также механизмы освоения знаний остаются действенными и на современном этапе, обеспечивая приобщение к мировым достижениям и возможности развития нового образовательного пространства в целом СНГ. Развал образовательного пространства в рамках бывшего СССР в результате разрыва отношений между республиками, ставшими независимыми государствами, действовал как фактор торможения.

Необходимость воссоздания единого образовательного пространства осознана как в России, Кыргызстане, так и в других странах Содружества. Идея активно выдвигалась на различных формах. Решение проблемы формирования образовательного пространства связывалось в первую очередь с разработкой школьных парадигм. Выявление элементов этих парадигм, безусловно, важно, поскольку позволяет корректировать деятельность, совершенствовать школьную систему в едином направлении, аккумулируя традиции педагогического наследия всех народов государств Содружества, новые подобные программы по предметам, издаваемым в школах разных стран, новые технологии обучения.В перспективе - дальнейшее углубление многопланового сотрудничества Кыргызстана с Россией в сфере безопасности, политической, торгово-экономической, научно-технической, гуманитарной областях, в том числе и образовании. Устойчивое разностороннее сотрудничество между Россией и Кыргызстаном и впредь будет поступательно и плодотворно развиваться на основе традиционной и многовековой дружбы между народами России и Кыргызстана».

Похожие новости: