Юрий Кофнер: Ограничения и перспективы промышленной политики в Евразийском экономическом союзе

08:57 16-10-2018

Юрий Кофнер: Ограничения и перспективы промышленной политики в Евразийском экономическом союзе Промышленность ЕАЭС
Промышленность играет важную роль в экономике Евразийского экономического союза, формируя практически 25% суммарного объема ВВП входящих в Союз стран. В структуре промышленности главенствующую роль играет обрабатывающая промышленность, на долю которой приходится 64,7% объема промышленного производства.

По итогам 2017 года объем промышленного производства Евразийского союза составил 1,1 трлн. долл. США.

Промышленность Союза после спада в 2015 году, вызванного мировым финансовым кризисом, когда объем промышленного производства сократился на 3,4%, в 2016 и 2017 годах демонстрировала уверенное восстановление объемов промышленного производства: +0,9% прироста по отношению к предыдущему году в 2016 году и +1,7% прироста в 2017 году.

Евразийский экономический союз занимает лидирующие позиции в производстве ряда сырьевых товаров: первое место в мире по добыче нефти, второе ― по добыче природного газа, четвертое — по выработке электроэнергии и производству чугуна, пятое — по выплавке стали.

Доля отечественной промышленной продукции на рынке Союза составляет 77,2%, из которых лишь 5,2% составляют взаимные поставки между государствами — членами. В свою очередь, импорт из третьих стран занимает 22,8%, но его доля, хоть и медленно, но сокращается (в 2015 году импорт занимал 24,6% на рынке ЕАЭС, в 2016-м — 23,5%).

В импорте промышленной продукции преобладают машины и оборудование (18%), электронно-оптическая продукция (12%), транспортные средства (11%), химическая и фармацевтическая продукция (10%), а также пищевые продукты (6%).

В структуре экспорта промышленной продукции из ЕАЭС преобладает продукция нефтепереработки (38,3%), металлургии (23,1%), химической промышленности (13,4%), а также пищевые продукты (5,5%).

От координированной к единой промышленной политике ЕАЭС

За прошедшие 25 лет ни в рамках СНГ, ни в ЕврАзЭС не разрабатывалось нормативных документов о промышленном сотрудничестве, как о целостном направлении взаимодействия государств-членов. Были лишь отдельные программы и проекты.

В настоящее время, в соответствии со статьей 92 Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 г. и Основными направлениями промышленного сотрудничества, утвержденными Решением Межправсовета от 8 сентября 2015 г. №9 промышленный блок ЕЭК выстраивает работу по координации промышленной политики в рамках Союза, которая самостоятельно формируется государствами-членами ЕАЭС.

Согласно п.1 ст. 92 Договора о Евразийском экономическом союзе государства члены самостоятельно разрабатывают, формируют и реализуют национальные промышленные политики, в том числе, принимают национальные программы развития промышленности и иные меры промышленной политики.

Промышленная политика в рамках Союза формируется государствами-членами по основным направлениям промышленного сотрудничества, утверждаемым Межправительственным советом, и осуществляется ими при консультативной поддержке и координации Комиссии.

Евразийским межправительственным советом, Решением №9 от 8 сентября 2015 года основные направления промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза были утверждены. Это среднесрочный стратегический документ, горизонт действия которого составляет 5 лет.

Вместе с тем, в настоящее время Стороны признают, что назрела необходимость перехода к согласованной, а впоследствии и к единой промышленной политике в рамках Союза. Об этом говорилось в обращении Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г. к главам государств-членов ЕАЭС от 1 января 2015 г. и в обращении Президента Российской Федерации В.В. Путина к главам государств-членов ЕАЭС от 18 января 2018 г. Для этого необходимо выстраивание совместной работы со Сторонами, в частности, предстоит определиться с теми полномочиями в сфере промышленного сотрудничества, которые постепенно будет передаваться государствами-членами ЕАЭС на наднациональный уровень.

Проведение согласованной промышленной политики позволит объединить промышленный потенциал государств-членов ЕАЭС, значительно повысить степень кооперационного взаимодействия предприятий, сформировать общую инновационную инфраструктуру. Реализация согласованных государствами-членами мер в промышленной политике будет способствовать запуску совместных научно-исследовательских и промышленных проектов, что позволит повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции, снизить издержки при производстве, обеспечить совместный выход на внешний рынок.

Фактор внешних ограничений (санкций)

В настоящее время фактор внешних ограничений не учитывается. Так, в отношении отдельных государств-членов ЕАЭС действуют санкционные режимы третьих стран. Под действие санкций в отношении экономических операторов государств-членов ЕАЭС могут подпадать не только отдельные предприятия, но их партнеры по всему миру. Это существенно повышает уровень рисков работы зарубежных контрагентов с компаниями Союза.

В целом для национальных экономик государств-членов ЕАЭС введенные санкции могут иметь негативные последствия, связанные с ограничением притока иностранных инвестиций и доступом к современным технологическим решениям.

Согласно официальным спискам Казначейства США, среди компаний, подпадающих под санкции, в том числе включены следующие российские холдинговые структуры: АгроХолдинг Кубань, ЕН+ Груп, Группа «Газ», Группа «Ренова», Русские машины, Объединенная компания «Русал», в структуру которой, в том числе, входит армянская металлургическая компания ЗАО «Русал Арменал».

Кроме того, в отношении ряда белорусских предприятий были введены санкции на основании указа президента Джорджа Буша от 16 июня 2006 года и с тех пор периодически продлевались. В санкционный список входят Белорусский нефтяной торговый дом, концерн «Белнефтехим», Belneftekhim USA Inc., ОАО «Белшина», ОАО «Гродно Азот», ОАО «Гродно Химволокно», ОАО «Лакокраска», ОАО «Нафтан» и ОАО «Полоцк-Стекловолокно».

29 октября 2015 года Минфин США принял решение о частичном смягчении санкций, разрешив транзакции. При этом если сумма сделки превышает 10 тыс. долларов, граждане США обязаны ставить в известность управление контроля иностранных активов Госдепартамента. Это решение продлевается каждые полгода, при этом решения о полной отмене действия санкционного режима принято не было.

На сегодняшний день вопрос доступа к передовым технологиям, обеспечивающим необходимый уровень производительности труда и качества выпускаемой продукции является ключевым для промышленного, инфраструктурного и аграрного секторов ЕАЭС.

При этом, необходимо отметить, что существует целый ряд отраслей – например, станкостроение, которые находятся под влиянием ограничительных мер для всех стран Союза в постоянном режиме.

В соответствии с Вассенарскими соглашениями (1996 г.) страны – участницы информируют о совершаемых экспортно-импортных операциях по поставкам товаров и технологий двойного назначения и обязуются осуществлять экспортный контроль в отношении определенного списка товаров.

Список технологий и продукции, которые попадают под его действие, включает 9 категорий: специальные материалы и связанные с ними оборудование и снаряжения, обработка материалов, электроника, вычислительная техника, телекоммуникации, защита информации, датчики и лазеры, навигация и авиационная электроника, морские технологии и оборудование, авиационно-космическая промышленность и двигательные силовые установки.

В отношении отрасли станкостроения, соглашение сдерживает поставку более 30 позиций станочного оборудования, обладающего наиболее современными по точности, производительности и новизне технологий характеристиками.

Запрет на экспорт также регламентируется национальными документами в рамках экспортного контроля и Регламентом Совета (ЕС) от 19 апреля 2012 г. № 388/2012, что еще раз свидетельствует о том, что ограничения действовали еще до вступления в силу санкций против России.

Ограничение распространяется на «сложные» станки следующих групп: токарные и фрезерные станки с точностью выше 6 микрометров, шлифовальные станки с точностью выше 3 микрометров, синхронные пятикоординатные станки, а также на инструмент и программное обеспечение к указанным категориям станков, что в целом негативно сказывается на развитии гражданского машиностроения. Кроме того, перечень включает комплектующие, используемые всеми отраслями машиностроения, в том числе шариковые подшипники 4 класса точности и выше и радиальные шариковые подшипники 2 класса точности и выше.

Регламент постоянно обновляется и расширяется перечень технологий, разрешение на экспорт которых, необходимо получить от государства.

Ежегодная потребность в импорте станочного оборудования государств-членов ЕАЭС по итогам 2017 г. составила 1,9 млрд. долл. США, значительная доля импорта приходится на Германию и США – государства, поддерживающие на системной основе действия санкционных режимов в отношении компаний Российской Федерации.

Ежегодный объем финансирования, выделяемого из государственных бюджетов государств-членов, на модернизацию и развитие машиностроительных производств составляет более 30 млрд. долл. США.

На уровне Евразийской экономической комиссии на системной основе рассматриваются вопросы снижения или полного освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин на высокотехнологичное оборудование, в том числе, поставляемое в рамках инвестиционных проектов государств-членов ЕАЭС.

В частности, по информации Департамента таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, расчетные потери (выпадающие доходы) бюджетов бюджетных систем государств-членов ЕАЭС от снижения ставок таможенных пошлин оцениваются: в 2015 г. в размере 12 млн. долл. США, в 2016 г. – более 40 млн. долл. США.

При этом, по данным контрольно-надзорных органов государств-членов ЕАЭС, наряду с высокотехнологичным оборудованием наблюдается ввоз устаревшего и бывшего в употреблении оборудования производства 50-90-х гг. прошлого века, не отвечающего задачам по стимулированию ускоренного технологического перевооружения экономики, поддержки инноваций и модернизации.

В этих условиях, предприятия государств-членов ЕАЭС, фактически выступают в роли потребителей решений предыдущих технологических укладов.

В этой связи, в рамках вопроса изучения влияния внешних ограничений на деятельность Союза необходимо предусмотреть проработку вопроса обеспечения научно-технологической безопасности промышленности ЕАЭС.

Инструментом обеспечения научно-технологической безопасности промышленности ЕАЭС может стать научно-технологическая экспертиза принимаемых решений в части государственных проектов модернизации промышленных производств государств-членов.

Одновременно с этим, с целью определения на законодательном уровне единых положений проведения государственной научно-технологической экспертизы, а также требований к экспертам (ученым-специалистам) в соответствующих областях науки и техники целесообразно проработать вопрос разработки модельного закона о научно-технологической экспертизе в ЕАЭС.

Российская программа импортозамещения

В ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета, Президент Российской Федерации В.В. Путин предложил странам ЕАЭС принять участие в российской программе импортозамещения, реализуемой в таких отраслях, как машиностроение, электронная и легкая промышленность.

В этой связи, государствами-членами при координирующей роли Комиссии разработана и Коллегией Комиссии утверждена Рекомендация №24 «Об учете интеграционного потенциала государств-членов ЕАЭС при реализации проектов по производству аналогов выпускаемых в третьих странах и импортируемых на территорию Российской Федерации материалов, комплектующих и оборудования» от
14 ноября 2017 г.

Рекомендация содержит перечень производителей государств-членов, готовых участвовать при реализации Российской Федерацией проектов по производству аналогов выпускаемых в третьих странах и импортируемых на территории Российской Федерации материалов, комплектующих и оборудования.

В настоящее время формируется рабочая группа высокого уровня, одним из направлений ее работы может стать разработка общей программы импортозамещения.

Евразийские технологические платформы

Выход на формирование единых технологических цепочек – один из ключевых приоритетов реализации промышленной политики в рамках Евразийского экономического союза.

При этом, роль Комиссии – в формировании условий и инструментов поддержки формирования таких кооперационных проектов.

Решением Евразийского межправительственного совета от 13 апреля 2016 г. №2 утверждено Положение о формировании и функционировании евразийских технологических платформ (далее – Положение о ЕТП), в соответствии с которым евразийские технологические платформы (ЕТП) определены в качестве механизма кооперации заинтересованных Сторон в научно-технической, инновационной и производственной сферах. ЕТП формируются путем создания условий для сотрудничества между ведущими организациями бизнеса, науки, государства и отраслевых ассоциаций государств-членов ЕАЭС.

В рамках формирования ЕТП решениями Совета Комиссии:

В 2016 и 2017 годах утверждены 12 первых приоритетных ЕТП – «Космические и геоинформационные технологии – продукты глобальной конкурентоспособности», «Евразийская биомедицинская технологическая платформа», «Фотоника», «Евразийская светодиодная технологическая платформа», «Технологии добычи и переработки твердых полезных ископаемых, «Технологии экологического развития», «Евразиябио», «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК – продукты здорового питания, «Евразийская сельскохозяйственная технологическая платформа», «Промышленные технологии «Легкая промышленность», «Технологии металлургии и новые материалы»;

В 2018 году утверждена ЕТП «Промышленные технологии обеспечения строительной индустрии».

Евразийскими технологическими платформами были представлены в ЕЭК предложения по реализации приоритетных инновационных проектов.

Всего по итогам двух лет работы ЕТП представлены более 140 кооперационных проектов, из которых в процессе проработки определены 8 проектов, находящихся на инвестиционной стадии и которые могут быть реализованы при выделении кредитной линии со стороны Евразийского банка развития, 37 находятся на прединвестиционной стадии и требуют более детальной проработки, а 85 являются НИОКР и требуют венчурного финансирования. Указанные перспективные проекты были согласованы Сторонами при утверждении ЕТП.

Мониторинг и имплементация

К сожалению, формирование единой системы планирования и прогнозирования в области промышленной политики в настоящее время не предусмотрено нормативно-правовой базой Союза в сфере промышленной политики.

То же самое касается и непосредственной имплементации принимаемых органами ЕАЭС решений в области промышленной политики. В нормативно-правовой системе государств-членов имплементация отнесена к национальному уровню регулирования.

Промышленным блоком Комиссии на системной основе реализуется аналитическая работа по мониторингу реализации государствами-членами наднациональных инициатив развития промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС, а также основных тенденций развития промышленных комплексов государств-членов Евразийского экономического союза в разрезе приоритетных для промышленного сотрудничества видов экономической деятельности.

Кроме того, Основными направлениями промышленного сотрудничества предусмотрена реализация системы мониторингов, в том числе: мониторинг общего рынка ЕАЭС, мониторинг барьеров промышленного сотрудничества по перечню системообразующих, а также мониторинг реализации Основных направлений промсотрудничества.

Кроме того, механизм мониторинга исполнения наднациональных мер четко выстроен в сфере предоставления промышленных субсидий.

Мониторинг и сравнительно-правовой анализ законодательств государств-членов на предмет их соответствия положениям Договора о ЕАЭС в отношении предоставления субсидий осуществляются Комиссией в соответствии с полномочиями, определенными подпунктами 1 и 2 пункта 6 статьи 93 Договора о ЕАЭС.

По итогам проводимого мониторинга и сравнительно-правового анализа Комиссия готовит ежегодные отчеты о соблюдении государствами-членами положений статьи 93 Договора о ЕАЭС и приложения № 28 к нему, а также формирует реестры нормативных правовых актов, в соответствии с которыми в государствах-членах в отчетном году предоставлялись промышленные субсидии.

При формировании реестров Департаментом проводится сравнительно-правовой анализ каждого нормативного правового акта, в соответствии
с которым предоставлялась субсидия, по результатам которого формируется вывод о соответствии такого акта положениям Договора о ЕАЭС. Кроме того, формируя реестры, Департамент классифицирует субсидии, предоставляемые в государствах членах в соответствии с Протоколом, выделяя нормативные правовые акты, которые содержат нормы, противоречащие или потенциально противоречащие положениям Договора о ЕАЭС в отношении предоставления промышленных субсидий.

Согласно пунктам 98 и 95 Протокола о единых правилах предоставления промышленные субсидий (приложение № 28 к Договору о ЕАЭС, далее – Протокол), уполномоченные органы государств-членов уведомляют друг друга и Комиссию о предоставленных и планируемых к предоставлению промышленных субсидиях в установленные сроки.

Одновременно Департаментом на системной основе самостоятельно проводится мониторинг национального законодательства каждого государства-члена в сфере предоставления промышленных субсидий.

Обратная связь с производителями

В настоящее время сформирован комплекс информационных площадок для взаимодействия ЕЭК с представителями бизнеса государств-членов ЕАЭС, к которому относятся: официальный интернет-сайт ЕЭК; информационный портал ЕАЭС.

Дополнительно формируются следующие информационные коммуникативные площадки для представителей реального сектора экономики государств-членов: евразийская система кооперации и субконтрактации, а также евразийская система трансфера технологий.

Приоритеты российского председательства в органах ЕАЭС в 2018 году в части промышленной политики

Задачи в области формирования промышленной политики на уровне ЕАЭС четко обозначены российской Стороной в рамках обращения Председателя Высшего Евразийского экономического совета, Президента России Владимира Путина к главам государств-членов Евразийского экономического союза.

Среди них: устранение остающиеся барьеров, изъятий и ограничений, мешающих формированию общего экономического пространства, активизация усилий по созданию единых рынков товаров и услуг, обеспечение условий для свободного движения капитала и рабочей силы, развитие импортозамещения, производственной и технологической кооперации, осуществление крупных проектов по модернизации транспортной инфраструктуры, выстраиванию эффективных логистических цепочек, повышению транзитного потенциала Союза.

Реализация этих инициатив окажет непосредственное влияние на эффективность развития реального сектора экономики ЕАЭС.

Источник: http://eurasian-studies.org/archives/10233

Похожие новости: