Елена Кузьмина: Внутренние проблемы ЕАЭС и возможности их преодоления

13:59 19-10-2018

Елена Кузьмина: Внутренние проблемы ЕАЭС и возможности их преодоления Евразийский союз постепенно набирает обороты. Но существует ряд внутренних факторов, которые тормозят его развитие. Я бы разделила их на политические и экономические

Основные экономические проблемы и нестыковки внутри Евразийского союза связаны с особенностями национальных экономик.

Во-первых, для всех стран-членов главными экспортными товарами являются природные ресурсы или продукция их первичной переработки. Это говори о том, что для государств более интересен рынок третьих стран, в силу идентичности этой группы товаров и спрос на природные ресурсы в странах потребителях.

Во-вторых, минимальное количество общих производственных проектов, а также детальной программы развития производственных мощностей ведет к торможению взаимной торговли. Первичные торговые эффекты от участия в Таможенном союзе и возможностей от свободы передвижения товаров, а также отсутствия внутри союза таможенных пошлин на большинство товаров уже практически исчерпаны. Для увеличения роста торговли внутри союза необходимо развитие новых производств и увеличение за счет этого номенклатуры товаров. При этом необходимо и развивать специализацию стран в производственной сфере для того, чтобы у нас не было или был минимум идентичных товаров на общем рынке.

В-третьих, падение мировых цен на нефть в конце 2014 г. и валютной выручки от экспорта энергоресурсов сократили и возможности по импорту готовой продукции обрабатывающей промышленности из третьих стран, что усилило необходимость обеспечения потребностей государств–членов ЕАЭС собственной промышленной продукцией. Импортозамещение продукции из третьих стран становиться приоритетным направлением сотрудничества внутри Союза. Но оценка национальных программ промышленного развития выявила, что страны намерены насыщать свои рынки только собственной продукцией импортозамещения без учета союзных интересов. Отраслевые приоритеты развития промышленных комплексов стран ЕАЭС имеют высокую степень совпадения, что ведет к их конкурентности, а не к взаимодополняемости.

В-четвертых, интеграция, в основном, находится в исчерпывающих свой потенциал традиционных отраслях экономики, в частности, в сфере энергетики, химической и нефтехимической промышленности, металлургии. В контексте новой интеграционной политики (реализация мероприятий по формированию скоординированной политики) важнейшим становится выработка согласованной промышленной политики с действенными механизмами наращивания потенциала. И, хотя ЕЭК определила основные направления промышленной политики, нет конкретных совместных проектов.

Интеграция в инновационной сфере могла бы позволить увеличить устойчивость национальных экономик и преодолеть барьеры, связанные с отсутствием общей границы и соответствующих транспортно-коммуникационных возможностей на пути формирования единого рынка.

Однако основным камнем преткновения является отсутствие взаимных инвестиций в эти отрасли. Страны инвестируют в свою национальную промышленность по мере своих возможностей. Исключение, пожалуй, представляет лишь российско-кыргызский инвестиционный фонд, который выделяет средства лишь на производственные и инфраструктурные проекты.

В-пятых, серьезной проблемой для развития союза является недостаточность транспортной и других видов инфраструктуры, недостаточный уровень логистики. Хотя развитие транспортной инфраструктуры сегодня идет быстрыми темпами во всех странах, но объединение национальных транспортных систем в единое транспортно-логистическое пространство еще достаточно отдаленная перспектива. Большим плюсом в развитии этой сферы, конечно же, является участие государств ЕАЭС в международных транспортных коридорах, в первую очередь, Китай – Европейский союз, а также Север – Юг.

Основными драйверами развития международных коридоров сегодня стали появление унифицированных документов, например, накладной на транзитные перевозки на направлениях восток-запад через Забайкальск, Эрлянь, Достык, Хоргос, Суйфэньхэ, а также подписание соглашения между железными дорогами Китая, Беларуси, Германии, Казахстана, Монголии, Польши и России об углублении сотрудничества по организации контейнерных поездов в сообщении Китай – Европа.

Основными проблемами развития являются растущие потребности в подвижном составе для выполнения перевозок в условиях дисбаланса объема грузопотоков; ограниченная пропускная способность пограничных переходов между сопредельными странами; ограниченная пропускная способность Восточного полигона сети РЖД, сдерживающая увеличение скорости движения транзитных контейнерных поездов. В автомобильной инфраструктуре свои проблемы – их меньшая развитость, качество дорог, особенно не магистральных дорог.

К политическим проблемам развития ЕАЭС можно отнести незавершенность в странах-членах процессов нациястроительства, что связано с недавним по историческим меркам обретением ими независимости. Это влияет на возможности быстрого создания наднационального законодательства и укрепления наднациональных органов ЕАЭС. Без них взаимодействие государств в Союзе значительно усложняется и ведет к ручному управлению интеграционными процессами.

Это лишь основные блоки проблем, каждый из которых имеет более детальную градацию проблем развития интеграции в ЕАЭС.

_ Елена Кузьмина, к. политических н., заведующая сектором Центра постсоветских исследований НИ ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова. Москва, апрель 2018 г.

Источник: http://eurasian-studies.org/archives/10224

Похожие новости: