Алмазбек Асанбаев: Соглашение по пенсионному обеспечению в ЕАЭС не принято в силу разности подходов к ИПК

11:20 06-12-2018

27 ноября в Бишкеке прошла экспертная дискуссия на одну из актуальнейших социально-политических тем в стране – на тему пенсионного обеспечения граждан КР, трудящихся в странах ЕАЭС. В мероприятии под названием «Кто будет платить пенсии трудовым мигрантам из Кыргызстана» приняли участие представители государственных органов и бизнес-сообщества КР, а также эксперты из России, Беларуси и Кыргызстана. Организатором дискуссии выступил Фонд «Евразийцы – новая волна.

Алмазбек Асанбаев: Соглашение по пенсионному обеспечению в ЕАЭС не принято в силу разности подходов к ИПКВ рамках дискуссии с докладом, посвященным особенностям начисления пенсии в рамках Евразийского экономического союза, выступил экс-заместитель председателя Государственной службы миграции при Правительстве КР Алмазбек Асанбаев. Публикуем текст выступления эксперта.

«Пенсионный вопрос стоит остро еще с распада СССР. В марте 1992 года было подписано Соглашение государств СНГ о гарантиях прав граждан Содружества в области пенсионного обеспечения. До настоящего момента рассматриваемый нами вопрос регулируется именно этим документом.

В 2014 году Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) разработала проект нового договора – Соглашение по пенсионному обеспечению государств - членов Евразийского экономического союза. При разработке проекта Соглашения Комиссия и государства-члены руководствовались Концепцией международного договора
о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, которая была одобрена решением Совета Комиссии в том же 2014 году.

Основной целью Соглашения является формирование, сохранение и реализация пенсионных прав трудящихся, решение вопросов, связанных с назначением и экспортом пенсий трудящихся,
а также развитие сотрудничества в сфере пенсионного обеспечения между государствами-членами и компетентными органами союза.

Проект Соглашения прошел длительную процедуру согласования. Он неоднократно рассматривался на заседаниях консультативных советов Комиссии, были проведены консультации с вице-премьер-министрами государств-членов союза, курирующими социальный блок.

В январе 2016 года документ был одобрен и направлен в государства-члены ЕАЭС для проведения внутригосударственного согласования, по итогам которого в Комиссию поступил ряд замечаний и предложений.

Здесь нужно отметить активную и важную позицию Социального фонда Кыргызстана. В первоначальном проекте Соглашения было несколько сложных моментов. Так, изначально предлагалось выплачивать пенсию бывшим соотечественникам, уже вышедшем на пенсию в другой стране ЕАЭС. Т.е. бытовало мнение, что если человек, поменявший кыргызское гражданство, к примеру, с 1991 по 2000 годы проработал на территории КР, то за эти 9 лет пенсию должен начислять Кыргызстан. Разумеется, в этом тоже есть своя логика. Но для нашей страны такой вариант был не приемлемым, поскольку большое количество пенсионеров – бывших кыргызстанцев, получают пенсии на территории других стран, особенно в РФ. Это колоссальные суммы, который бюджет КР терял бы из года в год. Мы не смогли бы платить всем бывшим соотечественникам. Социальный фонд Кыргызстана провел очень грамотную экспертизу документа и выработал свою позицию, которая была принята во внимание.

Стоит отметить, что в процессе согласования проекта Соглашения возник ряд вопросов, большинство из которых были позже решены. На сегодняшний день остается позиция, по которой страны-участницы ЕАЭС еще не пришли к компромиссу. В частности, речь идет о величине так называемого индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), действующего на территории России. На данном этапе 4 страны – Россия, Беларусь, Кыргызстан и Казахстан договорились, что в отношении трудовых мигрантов будет применен специальный коэффициент. Его величина, как в РФ, будет зависеть от длительности трудового стажа, а также начисленных и уплаченных в пенсионную систему страховых взносов. Однако Армения сейчас придерживается другой позиции, и предлагает, чтобы величина ИПК была равна 1,8. В остальном же соглашение готово.

В качестве справочной информации отмечу - согласно проекту Соглашения, исчисление пенсии будет осуществляться по законодательству страны трудоустройства. Это связано с тем, что во всех государствах-членах союза условия возникновения права на пенсию различны. При этом обязательными условиями для возникновения права на пенсию в странах ЕАЭС являются возраст и наличие определенного стажа работы.
Дополнительный параметр - индивидуальный пенсионный коэффициент, в России был введен в 2015 году. В проекте Соглашения предусмотрена норма, определяющая исчисление величины ИПК за стаж работы на территории другого государства-члена ЕАЭС.

Сегодня Соглашение о пенсионном обеспечении с учетом озвученных позиций направлено в профильные органы государств союза для проведения внутригосударственных процедур. Одни из последних совещаний по этому поводу прошли в ноябре 2017 года в Астане, а в феврале 2018 года в Бишкеке.
5 апреля 2018 года проведено совещание с заместителями руководителей уполномоченных и компетентных органов государств-членов союза в сфере пенсионного обеспечения в Алма-Ате. 21 июня 2018 года в режиме видеоконференции состоялось согла¬сительное совещание по урегулированию оставшихся разногласий
по проекту Соглашения. Отдельные совещания проходили в течении лета-осени 2018 года. Вопрос по пенсионному соглашению обсуждался летом и с армянской стороной. Однако и сейчас Армения придерживается позиции, что величина ИПК должна быть равна 1,8. Надо понимать, что пока единые подходы к ИПК не будут приняты, нормативный акт работать не будет».

Пресс-служба Фонда "Евразийцы - новая волна"

Похожие новости: