Локомотивы мира: кто успешнее решил вопрос границ в Центральной Азии

11:29 15-10-2020

Локомотивы мира: кто успешнее решил вопрос границ в Центральной Азии В настоящее время идея региональной интеграции в Центральной Азии переживает свое новое рождение. Лидеры «центральноазиатской пятёрки» чаще проводят общие консультативные встречи, на которых говорится об интенсификации многостороннего торгово-экономического сотрудничества и укреплении конкурентного потенциала всего региона.

Но и без того трудоёмкий процесс формирования действительно общего пространства может быть осложнён наличием нескольких нерешённых проблем. Одна из которых – вопрос неурегулированных границ между центральноазиатскими республиками.

Кратко об истории границ

Любая государственная граница выполняет две ключевые функции – барьерную и контактную.

Последняя является ключевой в процессах интеграции, поскольку позволяет странам начать формирование общего пространства. Это происходит лишь при условии, что между соседями не существует разногласий, касающихся в том числе самой границы и приграничных областей.

С конца XX в. конфликтность и неопределённость являются характеристикой границ в Центральной Азии. Связано это с тем, что границы были проведены ещё в советский период и некоторые не учитывали хозяйственную специфику и этно-конфессиональный состав той или иной территории.

После распада единой системы данные обстоятельства привели к межнациональным конфликтам и вооружённым столкновениям на спорных участках земли между новообразованными странами.

Вместе с тем, центральноазиатские республики пытались найти между собой общий язык и решить проблемы приграничья. Сложность всего процесса усугублялась наличием политических и экономических разногласий между странами, что привело в середине 2000-х гг. к снижению темпов работ по границам.

Однако вторая половина 2010-х гг. стала в этом отношении переломным моментом, поскольку именно в этот период большая часть стран ЦАР подошла максимально близко к окончательному решению существовавших разногласий.

Казахстан, Узбекистан и Туркменистан – быстрые успехи

Страны приступили к делимитации границ в конце 1990-х гг., взяв за основу советские административные линии между республиками. На базе двусторонних соглашений государства смогли утвердить между собой линии общих границ и уже в начале 2000-х гг. приступили к их демаркации.

Астана (Нур-Султан) и Ташкент согласовали обмен территориями на отдельных спорных участках местности, избежав тем самым появления потенциальных зон конфликта. Интересно, что продуктивная работа обуславливалась и тем, что в большинстве своём границы проходили по пустынным, малопригодным для ведения хозяйства и бедным на ресурсы землям.

Однако в середине 2000-х гг. процесс замедлился вследствие региональной конкуренции, а также в связи с политикой президента Узбекистана Ислама Каримова, отстаивавшего участки государственных земель. Возобновление казахстано-узбекского и узбекско-туркменского диалогов стало возможным с приходом к власти президента РУз Шавката Мирзиёева, предложившего новый подход по урегулированию региональных проблем.

Как результат, в начале 2020 г. началась подготовка итоговых документов по демаркации казахстано-узбекской границы. В настоящее время продолжается работа над нормативными и техническими проектами в рамках рабочих групп общей узбекско-туркменской межправительственной комиссии. Стороны намерены в ближайшем будущем демаркировать оставшиеся неурегулированные участки 1650-километровой границы.

Постепенно и успешно шла работа Казахстана по границам с Туркменистаном и Кыргызстаном. Процесс делимитации проходил без серьёзных осложнений ввиду указанных ранее причин.

Сторонам удалось достичь договорённостей по всем линиям казахстано-туркменской и казахстано-киргизской границ. К настоящему времени все мероприятия по демаркации успешно завершены.

Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан – в долине компромиссов и разногласий

За последние несколько лет ситуация в Ферганской долине несколько изменилась в лучшую сторону, но говорить о кардинальных переменах ещё рано.

Ферганская долина – один из самых густонаселённых районов планеты с пёстрым этническим составом и сложной социально-экономической обстановкой.

Именно здесь советский подход к разделу территорий между республиками оказался критическим. Существование множества анклавов на территориях трёх стран стало очагами напряжённости, позже – зонами одних из самых кровопролитных конфликтов в Центральной Азии в постсоветское время.

Сегодня Ферганская долина пока остаётся регионом напряжённости и противоречий, в первую очередь между Таджикистаном и Кыргызстаном, но пример

Узбекистана демонстрирует, что разногласия не являются неразрешимыми. Узбекистан в период президентства Каримова занимал достаточно жёсткую позицию по вопросам своих границ в Ферганской долине. Вместе с тем, подходы официального Ташкента по отношению к Кыргызстану и Таджикистану были отличными.

Если с Бишкеком узбекская сторона до эскалации 2014 г. поддерживала контакты и пыталась «выбить» себе коридор для соединения страны с анклавом Сох – крупнейшим в Центральной Азии – то в случае с Душанбе наблюдалась своего рода политика отчуждения на фоне стремительного ухудшения двусторонних отношений.

Выход из сложившегося тупика был найден уже при президентстве Шавката Мирзиёева. В 2016 г. возобновились переговоры с Кыргызстаном, в 2017 г. – с Таджикистаном. Прорывной стала политика компромиссов нового лидера РУз.

Так, в 2018 г. была разрешена казавшаяся вечной проблема узбекско-таджикских отношений по спорной Фархадской ГЭС. Стороны признали объект собственностью Узбекистана, расположенной на территории Таджикистана.

Уже в 2019 г. в рамках возобновившегося между странами процесса делимитации и демаркации границ Узбекистан передал Кыргызстану земли возле села Гулбахор в обмен на Каркидонское водохранилище. Обе территории имеют одинаковую площадь в 407 га. Пока остаются открытыми вопросы о передаче Узбекистану спорного района в Матчинском районе Согдийской области Таджикистана и анклава Барак в обмен на равные по размеру земли.

На данный момент можно сказать одно – Узбекистан намерен довести до конца начатое и завершить обозначение границ со своими восточными соседями. В случае Кыргызстана сторонам осталось делимитировать до 15% границы общей протяжённостью около 1400 км. Официальные Ташкент и Душанбе говорят о финальных этапах демаркации.

Куда скромнее на фоне определённых успехов Узбекистана выглядят усилия двух его соседей, Таджикистана и Кыргызстана, урегулировать границу между собой. Конфликт именно по этой линии является наиболее затяжным для Центральной Азии и выступает в качестве одного из главных факторов дестабилизации.

Причина самих разногласий между двумя странами лежит в специфике самой Ферганской долины – огромное количество людей зависят от её природных и ископаемых ресурсов, которые оказались неравномерно распределены между территориями республик. Поэтому любое движение границы в одну или другую сторону может усугубить и без того сложное социально-экономическое положение населения, что определяет готовность как истеблишмента, так и местных жителей отстаивать каждую пядь своей земли. Нельзя забывать и о таджикском анклаве Ворух на киргизской территории, который ранее уже становился точкой напряжённости в двусторонних отношениях.

Таджикистан и Кыргызстан, тем не менее, предпринимали и предпринимают усилия по согласованию линий границ в этой сложной области, хотя и весь процесс, начавшийся в конце 1990-х гг., был фактически заморожен вплоть до 2016 г., когда стороны всё же возобновили переговоры.

Сам факт восстановления связей и увеличение интенсивности контактов, а также благожелательный настрой двух лидеров Сооронбая Жээнбекова и Эмомали Рахмона позволяют говорить о положительной динамике в процессе урегулирования проблем по таджикско-киргизской границе. Но весь существующий комплекс противоречий вряд ли позволит им в ближайшее время совершить прорывные шаги.

Даже опыт компромиссов Узбекистана здесь может оказаться неприменимым ввиду стратегической важности Ферганской долины для двух республик, её географической сложности. Возможно, её превращение в общее пространство позволит решить проблему, но для этого Таджикистан и Кыргызстан должны вместе влиться в процессы интеграции, для реализации которых нужны неконфликтные, контактные границы. Смогут ли страны разорвать этот порочный круг – вопрос, на который сложно дать однозначный ответ.

Границы Центральной Азии: конфликтное прошлое и сотрудничество будущего?

За последние 30 лет Центральная Азия изменила свой облик – регион напряжённости постепенно превращается в пространство сотрудничества.

На текущий момент времени большая часть разногласий по границам разрешена, многие государства вступили в финальный этап демаркации. Чётко выделяются группа лидеров, а в особенности Узбекистана – инициатора и «активиста», своей политикой ускорившего процессы урегулирования имевшихся проблем. Границы РУз и РК начинают всё нагляднее выполнять вторую, контактную функцию, открывая возможности для региональной интеграции. Немного позади лидеров иди Туркменистан, а после Кыргызстан и Таджикистан – из-за нерешённости проблемы границ в Ферганской долине и крайней конфликтности в приграничной зоне.

Нерешенность вопроса границ в Центральной Азии на данный момент еще выбивает почву из-под идеи тесной интеграции в регионе.

Источник: https://ia-centr.ru/experts/igor-timoshkin/lokomotivy-mira-kto-uspeshnee-reshil-vopros-granits-v-tsentralnoy-azii/