Руслан Гайдаров: Для перехода к цифровой экономике нужно решить несколько ключевых задач

12:05 19-06-2017

14 июня в Бишкеке состоялся круглый стол на тему: «Развитие цифровой экономики. Переход к новому технологическому укладу». В рамках мероприятия с докладами выступили представители госорганов КР, а также эксперты из России и Кыргызстана.
Предлагаем ознакомиться с докладом кандидата экономических наук, главного специалиста по стратегическому развитию ОсОО «Газпром нефть Азия» Руслана Гайдарова.
Руслан Гайдаров: Для перехода к цифровой экономике нужно решить несколько ключевых задач

«Цифровая экономика: перспективы и предложения создания новых рынков в рамках ЕАЭС»


«В современных условиях информационные технологии и цифровая трансформация являются драйвером технологических перемен и условием конкурентоспособности, как на уровне отдельных предприятий, так и на уровне стран и наднациональных объединений, приводя к перестройке всех экономических и производственных процессов, радикальному повышению производительности, повышению качества и снижению себестоимости товаров и услуг.
Повышение конкурентоспособности национальной экономики основывается на активной инновационной стратегии. Кыргызстану нужно совместно со странами ЕАЭС осуществлять трансформацию к цифровой экономике.
Формирование цифрового пространства Союза является вопросом конкурентоспособности ЕАЭС и стран, входящих в Союз. Глобальное цифровое пространство развивается очень активно, а граждане и бизнес стран Союза уже активно вошли в это цифровое пространство, получив новые возможности и риски. Поэтому важно создать такое цифровое пространство Союза, чтобы получить максимальные положительные эффекты от интеграционных процессов и цифровой трансформации внутри каждой из стран, для получения новых возможностей в глобальной цифровой экономике.

Кыргызстану, как и другим странам Союза, формирование цифрового пространства должно дать упрощение процедур, в том числе во взаимодействии с партнерами из других стран Союза, повышение открытости общего рынка товаров и услуг, должно привести к созданию новых рынков услуг и большему развитию IT-индустрии.
Очень хорошо, что в последнее время много мероприятий посвящено цифровой экономике и проекту «Таза коом», что можно увидеть по освещению в отечественных СМИ.
Страны находятся на разных стадиях готовности инфраструктур, компетенций, кадров, организации деятельности, информатизации органов управления. Но, несмотря на это, необходимо форсированно снимать существующие барьеры в развитии и консолидировать усилия в подготовке и дальнейшей реализации совместной цифровой повестки.
Первые вопросы, которые нужно решить это во-первых – кадры их развитие и наращивание, во-вторых – интеллектуальные и в-третьих – технологические преимущества в сфере цифровой экономики. Нужно действовать по этим 3-м направлениям, которые имеют системное значение. IT-компаниям нужно оказывать необходимую поддержку, чтобы была сформирована нормативная база и цифровые технологии стали частью всех сфер жизни.
Цифровое пространство Союза должно создаваться в форсированном режиме, потому что остальной мир нас ждать не будет.
Развитие электронной торговли это одно из приоритетных направлений формирования цифрового пространства ЕАЭС. Поэтому развитие электронной торговли и формирование цифрового рынка Союза повлияют не только на систему интеграционных процессов, но и на взаимную торговлю, обеспечит беспрепятственный доступ малого и среднего бизнеса на внутренние рынки стран Союза.

Для перехода к цифровой экономике нужно (в среднесрочном периоде 3-5 лет) решить в сфере информатизации несколько ключевых задач.
1) Создание одной из самых современных инфраструктур телекоммуникаций (оптоволокно в отдаленные регионы, масштабное распространение по территории всей республики сотовой связи 4G и 5G).
2) Создание полноценного электронного правительства. Ориентир по качеству и полноте электронных услуг (можно изучать опыт мирового лидера в данной области -Южная Корея). По мере создания необходимой инфраструктуры все граждане страны должны получить практическую возможность использовать цифровую подпись (внести изменения в законодательство).
3) Вводить стандарт «Умный дом» для новых домов и квартир. Соответствующие требования нужно вводить в ближайшие сроки вновь проектируемых жилых домов. Благодаря этому жители получат возможность удаленного управления различными системами и приборами в своем доме (защита от проникновения в жилище, климат- контроль, видеонаблюдение, оповещение об аварийных ситуациях, сбор показаний счетчиков воды, газа, электроэнергии и другое).
4) Максимальное внедрение во все отрасли экономики технологий сбора и обработки больших массивов данных, прежде всего в медицине, торговле и сельском хозяйстве.
a. Запланировать создание единой системы электронного здравоохранения, предусматривающей использование больших массивов данных, формирование единого информационного архива пациентов, переход на использование электронных рецептов, чтобы каждый врач получил возможность выписывать электронные рецепты.
b. В сфере торговли технологии больших данных должны способствовать повышению эффективности товародвижения, сокращению товарных запасов.
5) Изучение возможностей использования новейших технологий передачи и хранения информации в банковской сфере, государственном управлении, нотариате и других.
a. Основными направлениями информатизации банковского сектора являются широкомасштабное внедрение электронных технологий (бесконтактных технологий, мобильных платежей, рынка электронных денег, цифрового банкинга, технологии блокчейн), выход банковской сферы в онлайн-среду. Важной новацией станет ввод в эксплуатацию межбанковской системы идентификации, которая позволит гражданам получать услуги в любом кыргызском банке посредством дистанционных каналов в удобное время после однократной процедуры идентификации.
b. В сфере нотариата нужно изучить возможности развития в данном направлении единой электронной системы учета нотариальных действий и наследственных дел.
6) Снятие всех административных барьеров, мешающих развитию электронной торговли, а также использованию ведущих мировых и региональных платежных систем. Для реализации этой задачи нужно: разработка нормативных правовых актов для создания и регулирования деятельности платежных агрегаторов; внедрение единых требований и конкретных рекомендаций по формированию и использованию сообщений для основных сегментов финансового рынка (платежи, банковские карты, ценные бумаги и другое) на основе международных стандартов с учетом национальной специфики; обеспечение полного соответствия системы межбанковских расчетов Национального банка принципам инфраструктуры финансового рынка.

7) Существенно расширить спектр платежных инструментов безналичной оплаты (в том числе с помощью мобильных устройств). Создание Национальной системы безбумажной торговли Кыргызской Республики позволит повысить экспортный потенциал Республики, упростить и ускорить документооборот, связанный с осуществлением торговых сделок как внутри страны, так и на международном уровне.
8) Оснащение всех учреждений общего среднего образования страны высокоскоростным беспроводным интернетом. Широкое использование электронных средств обучения (электронные дневник, журнал, учебник и другое).
a. За счет внедрения информационно-коммуникационных технологий общее среднее образование должно выйти на качественно новый уровень. Нужно развитие и интеграция широкого круга образовательных информационных ресурсов.
b. Предстоит усовершенствовать существующую информационную систему управления образованием, включая развитие вариативности и гибкости учебных планов, ее оперативного отклика на потребности рынка труда и достижения в области научно-технического развития.
c. Предусматриваются разработка и внедрение в учебный процесс онлайн-лекций и электронных средств обучения (электронные учебники, контрольно- измерительные материалы, учебные фильмы, анимационные модели), размещение в сети Интернет методических информационных ресурсов и мультимедийных библиотек.
9) В транспортной сфере - создание автоматизированных систем мониторинга и управления состоянием транспортной инфраструктуры, внедрение интеллектуальных комплексов регулирования дорожного движения, систем учета топливных ресурсов.
10) Внедрение безбарьерной логистики в международных перевозках, развитие интеллектуальных транзитных коридоров с внедрением единого центра управления движением.
11) В промышленности - внедрение автономных производственных комплексов, систем управления на основе концепции «интернет вещей», технологий трехмерной печати, полная цифровая интеграция инженерно-конструкторских работ по всей цепочке создания стоимости.
12) В сельском хозяйстве - переход к точному земледелию, основанному на широком использовании данных спутниковых систем связи и навигации, автоматизированных систем сбора информации и управления процессами.
13) В жилищно-коммунальном хозяйстве - повсеместное внедрение систем автоматического учета и регулирования потребления топливно-энергетических ресурсов, контроля за техническим состоянием объектов инфраструктуры, полнотой и правильностью начисления и оплаты жилищно-коммунальных услуг.
14) Сформировать единое информационное пространство коммунальной сферы, интегрировав в него современные системы управления, что приведет к росту эффективности жилищно-коммунального хозяйства.
15) Внедрение и использование информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих поддержание жизненного цикла зданий и осуществляющих мониторинг их технического состояния.
Это всего лишь основные пункты, которые еще нужно каждый по отдельности изучать и по каждому разрабатывать план мероприятий по переходу к цифровой экономике».

Похожие новости: