30 лет независимости: каких результатов добился Кыргызстан на международной арене?

14:01 25-08-2021

30 лет независимости: каких результатов добился Кыргызстан на международной арене?В Бишкеке прошла конференция на тему: «Кыргызстан в международной политике: 30 лет самостоятельного пути».

В мероприятии, приуроченном ко Дню независимости Кыргызской Республики, приняли участие политологи, экономисты, общественные деятели, а также преподаватели и студенты вузов КР.

Организатором экспертно-молодежной дискуссии выступил Фонд «Евразийцы – новая волна».

30 лет назад – 31 августа 1991 года, внеочередная сессия Верховного Совета КР приняла постановление о «Декларации о государственной независимости Республики Кыргызстан». Согласно этому историческому акту, страна была объявлена независимым, суверенным, демократическим государством.
Наряду с обретением независимости, Кыргызстан получил возможность стать полноценным актором международных отношений. За годы суверенитета КР установила дипломатические отношения со 165 странами мира. Республика является членом ряда международных организаций и крупных интеграционных объединений.

В ходе конференции отечественные эксперты и молодежные активисты проанализировали внешнеполитический курс Кыргызстана и эффективность участия страны в глобальных и региональных проектах современности.

30 лет независимости: каких результатов добился Кыргызстан на международной арене?Аскар Бешимов, экс-заместитель министра иностранных дел КР, профессор Дипломатической академии при МИД КР:

«В начале 1990-х годов уже бывшие советские республики оказались перед сложным выбором – какую модель экономики и политической системы выбрать. На самом раннем этапе независимости Кыргызстан выбрал либеральную модель – минимальное участие государства в регулировании экономической жизнедеятельности страны, предоставление свободы слова и свободы совести. Исходя из этого решения пошли приватизационные процессы, мы первыми ввели национальную валюту. Придерживаясь либеральной модели, страна вступила в ВТО. Такие шаги предопределили наше дальнейшее существование. Положительным моментом стало то, что Кыргызстан за очень короткий период превратился в самый большой реэкспортный хаб – китайские товары шли через КР на все постсоветское пространство. У нас появились крупнейшие рынки Центральной Азии: «Дордой», «Мадина», «Кара-Суу». Но в то же время «расцвела» теневая экономика – появились налаженные системы контрабанды.

Наши ближайшие соседи пошли другими путями. Туркменистан и Узбекистан выбрали жесткую модель государственного регулирования и, соответственно – регулирование национальной валюты и процесса приватизации госимущества. К слову, он шел у соседей медленнее, чем у нас. В Казахстане приняли модель приватизации на базе крупного бизнеса, без повальной распродажи государственного имущества».

По словам эксперта, экономическая политика первого президента Кыргызстана Аскара Акаева способствовала созданию кластеров, приносивших существенную прибыль. Речь, в частности, идет о рыбной промышленности, производстве фасоли и развитии туризма (в первую очередь лыжного спорта). Однако многие либеральные решения не имели ожидаемого экономического эффекта.

«Я помню, многие тогда убеждали Акаева, что если обеспечить в стране свободу слова, свободу совести, запустить процесс приватизации, объявить свободный курс валюты – т.е. применить все либеральные теории кейнсианства, то это выведет страну вперед. Оказалось, что это, да - необходимое условие, но не достаточное. Очень быстро произошло разделение общества на бедных и богатых. И соответственно это породило огромные потоки миграции населения. По разным оценкам, из Кыргызстана на заработки в другие государства уехало от 1 до 1,5 млн человек. Да, идет поступление денежных средств и за счет этого повышение уровня потребления в стране. Но важно понимать, что мы теряем лучшие умы.

Кыргызстан на сегодняшний день является участником множества международных организаций. Нормы и требования многих из них противоречат друг другу. Мы вступили во Всемирную торговую организацию за очень короткий срок. Переговоры, которые другие страны вели от 7 до 10 лет, мы провели буквально за полтора года. Вступил Кыргызстан в ВТО по монгольской схеме – на нулевых условиях. Очень быстро из аграрно-промышленной страны мы превратились в страну, оказывающую услуги реэкспорта, с теневой экономикой огромных масштабов и большим объемом миграционного потока».

Экс-министр коснулся также вопроса, связанного с эффективностью участия Кыргызстана в Шанхайской организации сотрудничества и Организации Договора о коллективной безопасности.

«В рамках ШОС на сегодняшний день не существует ни одного проекта, который смог объединить хотя бы 2-3 страны Центральной Азии. Надеюсь, что изменение глобальной повестки побудит эту международную организацию к принятию необходимых решений. Важно, чтобы она могла противостоять современным угрозам.

Что касается ОДКБ, то формально организацию создали еще в 1992 году, де-юре – в 2002 году. Являясь с этого времени коллективным органом, обеспечивающим безопасность, ОДКБ не участвовал ни в одном конфликте. И всегда находились веские причины. Организация по сути заняла позицию наблюдателя, а основная нагрузка приходится на Россию. Сейчас наступает момент истины, когда ОДКБ вынужден будет переформатироваться против серьезной угрозы, исходящей от террористического движения «Талибан».

30 лет независимости: каких результатов добился Кыргызстан на международной арене?Алина Молдокеева, политолог:

«Процесс суверенизации Кыргызстана проходил при активном использовании финансовой и институциональной поддержки стран-доноров и международных организаций, ориентированных на радикальные либеральные реформы. Но в условиях традиционного общества формирование стабильных государственных институтов оказалось невозможным. Об этом свидетельствуют неоднократные изменения Конституции КР, перевороты 2005, 2010 и 2020 годов, масштабные конфликты и столкновения на юге республики. Обеспечение реального суверенитета требует изменения модели суверенизации, которая должна учитывать национальную самобытность, региональную специфику и внешнеполитическую обстановку.

На фоне неразвитости института частной собственности в Кыргызстане приватизация изначально не сформировала эффективных менеджеров, она только усилила инфляционный инструмент перераспределения властных полномочий. Очевидно, что проведение рыночных реформ в КР, как и в других странах СНГ, было в большей степени политическим решением, чем экономическим. В ходе преобразований многие реформаторы воспринимали рыночные институты как некие универсальные формы, пригодные для любых систем и не учли особенности среды, стереотипы и ценности. Результатом этого стала угроза превращения Кыргызстана в несостоявшееся государство, угроза утраты государственного суверенитета. И она до сих пор актуальна».

30 лет независимости: каких результатов добился Кыргызстан на международной арене?Нургуль Акимова, экономист:

«Анализ платежного баланса страны может показать правильно ли принимались те или иные политические решения и как они отразились на жизни простых граждан. Здесь можно выделить несколько основных этапов. Так, до 1998 года в Кыргызстане доминировали промышленность и сельское хозяйство. После вступления в ВТО была сформирована реэкспортная модель экономики. А в силу того, что начали приватизироваться большие предприятия, стал развиваться рынок услуг. C этого времени торговый баланс республики начал складываться отрицательно. Платежный баланс и курс национальной валюты помогали уравновешивать техническая помощь доноров и выручка от продажи золота.

2005-2010 годы ознаменовались ростом внутренней и внешней миграции. Основанная выручка КР состояла из продажи золота, переводов мигрантов, продовольственного экспорта и небольшой доли экспорта продукции легкой промышленности.

Реэкспортная модель экономики доминировала до 2015 года – вплоть до вступления Кыргызстана в ЕАЭС. Решение, принятое 6 лет назад, привело к изменениям правил таможенной очистки. Произошли большие изменения, реэкспорт был прекращен. Активная торговля положительно сказалась на экономике Кыргызстана. Накопления бизнеса реинвестировались в сектор строительства и рынок недвижимости. Вступление в Кыргызстана в Евразийский экономический союз привело к сокращению традиционных видов внешнеэкономической деятельности. Стали развиваться интернет-продажи товаров и услуг. Началась цифровизация и смена модели экономики».

30 лет независимости: каких результатов добился Кыргызстан на международной арене?Азамат Темиркулов, доктор политических наук:

«Для нашей национальной безопасности угрозу представляет не столько внешний фактор, сколько внутренний. За 30 лет независимости мы пережили три государственных переворота. А такие события не проходят бесследно, они оставляют за собой проблемы, которые рано или поздно рискуют обостриться. Примером может послужить 2010 год, когда мы пережили сразу два потрясения: революцию в апреле и события на юге республики в середине июня.

Поэтому для нас сейчас задачей №1 является обеспечение нормального функционирования государственных институтов. Без эффективного госуправления нельзя будет добиться результатов ни во внутренней политике, ни тем более во внешней. Каждое государство, прежде всего, должно надеяться на свои собственные силы и государственные учреждения. К сожалению, Кыргызстан в этом вопросе испытывает трудности».

30 лет независимости: каких результатов добился Кыргызстан на международной арене?Азиз Пиримкулов, журналист:

«Кыргызстан является членом многих международных организаций. Мы принимаем участие на заседаниях и сессиях, подписываем меморандумы, но не заключаем выгодных контрактов. Например, Узбекистан реализовал уже несколько проектов с Китаем в рамках инициативы «Один пояс – один путь». А Кыргызстан не сумел извлечь для себя ни единой выгоды. То же самое происходит и в рамках ЕАЭС. Да, мы получаем преференции, но по большей части мы сидим на контрабанде и вредим своей экономике».

30 лет независимости: каких результатов добился Кыргызстан на международной арене?Амантур Манапбаев, гражданский активист:

«Уже 30 лет мы находимся в зависимости от глобальных корпораций и международной олигархии. И все потому, что во власть в Кыргызстане приходят только представители крупного капитала. Эти люди нацелены только на преумножение своих доходов. Как следствие ресурсы государства истощаются, а большая часть населения становится все беднее. Для того, чтобы выйти из кризисного положения нам нужна кардинальная смена общественно–политического курса страны. В СМИ пишут, что за 30 лет Кыргызстан пережил 3 революции, но я хочу подчеркнуть, что это были не революции, а войны олигархов».

Подводя итоги дискуссии, участники мероприятия сошлись во мнении, что Кыргызстану необходимо активнее отстаивать свои интересы на международной арене, руководствуясь при этом здравым смыслом, отбросить в сторону иллюзии и амбиции.