Кыргызстан вовремя успел присоединиться к евразийской интеграции

14:29 18-02-2016

18 февраля, в Бишкекском гуманитарном университете, в рамках гостевых лекций организованных фондом «Евразийцы - новая волна», прошла открытая лекция Нургуль Акимовой, экономиста, эксперта международного уровня,по теме «Итоги первого полугодия Кыргызстан в ЕАЭС»

В рамках лекции и последующей острой дискуссии прозвучали следующие тезисы:

Присоединение Кыргызской Республики к ЕАЭС - это событие общенационального масштаба, оно вошло в историю, поскольку будет определять не только развитие экономики, но и долгосрочные перспективы развития страны.

Хотелось бы отметить, что Кыргызстан присоединился к ЕАЭС весьма своевременно. Если бы этого не произошло и мы бы не завершили переговоры в первой половине прошлого года, то надо сказать, что на фоне изменения геополитической ситуации в регионе, сложных внешнеполитических условиях в мировом масштабе, переговоры по присоединению к ЕАЭС затянулись бы на неопределенных срок и мы бы не достигли тех условий и преференций, которые сейчас имеем, и которые были достигнуты в весьма сложном и трудоемком процессе.
И что самое важное, Кыргызская Республика считалась бы третьей страной по отношению к Союзу и к нам продолжались применять различного рода ограничения, закрытие таможенных границ, отсутствие доступа для молокоперерабатывающих предприятий, ухудшение условий для трудовых мигрантов, что еще бы больше усугубило ситуацию для экономики КР в условиях продолжающего влияния мирового кризиса.

Кыргызстан вовремя успел присоединиться к евразийской интеграции
12 февраля 2015 года исполнилось ровно полгода, как Кыргызстан стал полноправным членом Евразийского экономического союза. Срок небольшой, чтобы делать какие либо окончательные выводы о достижениях, но первые итоги и весьма ощутимые, состоялись.

Среди плюсов, которые мы получили:

• равные права наряду с другими участниками ЕАЭС в органах ЕАЭС. Это означает, что без согласия кыргызской стороны, как и любой другой стороны Союза, решения ЕАЭС не принимаются. С февраля месяцауже действует новая структура Евразийской комиссии, членам Коллегии от Кыргызстана определены два блока направлений в деятельности ЕАЭС (таможенное сотрудничество, энергетика и инфраструктура);
• отмена таможенного, санитарного и фитосанитарного видов контроля.Оживление торговли все же произошло в условиях отсутствия таможенных границ, (что с другой стороны привело к обратному негативном эффекту: росту неучтенных объемов экспорта и импорта и уклонения предпринимателей от уплаты НДС); Предприниматели Кыргызстана получили возможность развития и активной конкуренции на общей площадке 180-миллионного рынка ЕАЭС. (Рынок вырос в 30 раз).
• проведено оснащение 4 таможенных первоочередных пунктов пропуска Кыргызской Республики и 7 ветеринарно-контрольных пропускных постов. РФ оказывает значительную финансовую поддержку в виде гранта (200 млн. долл. США), чтобы подготовить пункты пропуска и испытательные лаборатории к условиям ЕАЭС. Т.е. национальная испытательная база выходит на более новый качественный уровень;
• 28 аккредитованных лабораторий КР и6органов по сертификации внесены в Единый реестр ЕАЭС, которые выдают документы и они равно признаются на территории всего Союза;
• По состоянию на сегодняшний день 18 кыргызских предприятий включеныв Реестр предприятий, которые могут осуществлять поставки на территорию государств-членов ЕАЭС (РФ и Казахстан). Среди них 15 предприятиям разрешено в РФ (готовая мясная продукция, прошедшая термическую обработку (+72°С и не менее 30 минут), молочная продукция, прошедшая термическую обработку, а также рыбная продукция) и 11 предприятия имеют возможность поставлять свою продукцию в Казахстан (молочная продукция, мед и рыбная продукция).
• Заработал Кыргызско-Российский Фонд Развития. Выдано и одобрено через государственные ОАО «РСК Банк» и ОАО «Айыл Банк» кредитов на сумму 1,2 млрд. сомов. Фондом одобрено выделение 10,5 млн. долларов США на крупные проекты в сельском хозяйстве и легкой промышленности.
• Упрощены процедуры трудоустройства и улучшены социальные условия жизни для трудовых мигрантов и их семей. По сравнению другими странами мы в более выигрышном положении. За счет сокращения трудовых мигрантов из других стран, освобождаются рабочие места для кыргызских граждан, происходит легализация трудовой миграции.

По данным ФМС РФ (по состоянию на 12 января 2016 года), количество граждан Кыргызстана, находящихся на территории России, продолжает расти, за минувший месяц, увеличившись на 2%. В настоящее время их число составляет 553 тысячи 910 человек.
Наблюдается снижение чистого притока денежных переводов физических лиц в КР на 28,3%, В то время, как снижение поступлений от мигрантов из России в других странах ощущается сильнее, например: в Азербайджан снизились на 45,9%, Армения- на 45,3%, Молдова- на 54,9%, Таджикистан- на 58,3% и в Узбекистан -54,8%.
Если бы Кыргызстан не вошел в ЕАЭС или затягивал процесс присоединения, ничего бы этого не произошло и надо отметить за весьма короткие сроки. Без вхождения в ЕАЭС, влияние кризиса на нашу экономику было бы сильнее.

Для снижения влияния кризиса в экономику нашей страны и увеличение возможностей от вхождения в ЕАЭС Правительством разработаны и осуществляется меры по адаптации экономики страны в условиях ЕАЭС.
Хотелось бы отметить, что Правительством принимаются меры, направленные на создание максимально благоприятных условий для активизации предпринимательской деятельности; ликвидацию барьеров для ведения бизнеса; ведение стимулирующей развитие бизнеса налоговой политики.

В сфере фискальной политики, по инициативе Министерства экономики внесены изменения в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики согласно которым:

- С 1 января 2016 года отменено обложение налогом с продаж экспорта товаров, работ, услуг и их реализация вне территории КР.
- В 2 раза увеличен регистрационный порог по НДС (с 4 млн сомов до 8 млн сомов).
- c 1 июля 2016 года устанавливаются ставки налога с продаж: при реализации товаров, работ, услуг, облагаемых НДС и/или освобожденных от НДС оплаченной:
а) в наличной форме в размере 1% - для торговой деятельности и 2% - для иной деятельности;
б) в безналичной форме в размере 0%.
- Ставка налога с продаж предусмотрена в размере 2% для банка и 5% для деятельности в сфере сотовой связи.
- Законом вдвое снижены ставки единого налога по упрощенной системе налогообложения при реализации товаров, работ и услуг, оплаченных в безналичной форме.
- Наряду с этим, до 1 сентября 2018 года сохраняются действующие льготы по налогу на прибыль и НДС для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, осуществляющих переработку сельхозпродукции.

Технические регламенты

В рамках ЕАЭС приняты 35 технических регламентов ЕАЭС, устанавливающих требования безопасности широкого ассортимента товаров массового спроса.
Соблюдение требований к продукции, установленных в единых технических регламентах ЕАЭС, обеспечивает свободное движение товаров, устраняя избыточные административные и технические барьеров в торговле.
Технические регламенты ЕАЭС с момента вступления в силу имеют прямое действие на территории Кыргызской Республики. В связи, с чем упрощается система выхода продукции на рынок, применяются единые документы соответствия продукции и единый знак ТС «ЕАС».
В течение переходного периода технические регламенты КР будут действовать наравне с техническими регламентами ЕАЭС и у предпринимателей будет выбор работать по национальному законодательству или ЕАЭС при поставке на внутренний рынок республики.
Кыргызстан вовремя успел присоединиться к евразийской интеграцииПроцесс модернизации испытательных лабораторий, в том числе и в регионах республики, позволит предпринимателям сократить расходы на проведение испытаний своей продукции, так как испытания будут проводиться на местах.
В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года государство-член Евразийского экономического союза должен обеспечить прямое действие технических регламентов ЕАЭС на своей территории.

С 12.02.16 г. вступили в силу 12 технических регламентов:

1. «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011);
2. «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» (ТР ТС 009/2011);
3. «О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе» (ТР ТС 016/2011);
4. «О безопасности низковольтного оборудования» (ТР ТС 004/2011);
5. «Электромагнитная совместимость технических средств» (ТР ТС 020/2011);
6. «О безопасности зерна» (ТР ТС 015/2012);
7. «О безопасности маломерных судов» (ТР ТС 026/2012);
8. «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (ТР ТС 032/2013);
9. «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям» (ТР ТС 030/2012);
10. «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» (ТР ТС 002/2011);
11. «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011);
12. «Безопасность автомобильных доро» (ТР ТС 014/2011);

Трудовая миграция.
Членство в ЕАЭС обеспечивает упрощенную процедуру трудоустройства, улучшение социальных условий жизни для трудовых мигрантов и их семей, а именно:
- граждане стран членов в праве работать в любом государстве-члене ЕАЭС без получения разрешения на трудоустройство;
- в ЕАЭС отменены квотирование и обязательные разрешения на работу трудовым мигрантам.
- увеличен срок временного пребывания трудящихся – мигрантов и членов их семей на территориях государств ЕАЭС без регистрации до 30 суток.
- государства – члены не устанавливают и не применяют ограничения, установленные их законодательством в целях защиты национально рынка труда;
- социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств – членов и членов их семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и для граждан государства трудоустройства. Таким образом, наши граждане имеют такие же права, как и граждане других стран-участниц ЕАЭС.
В настоящее время страны ЕАЭС работают над проектом Договора о пенсионном обеспечении трудящихся.

О развитии торговли
В 2015 г. Кыргызская Республика осуществляла торгово-экономические отношения с 141 странами мирового торгового сообщества (2014 г.-149 странами), в т.ч. по импорту – 133 (143), экспорту – 89 (88).
Внешнеторговый оборот составил 5745,8 млн. долл. и по сравнению с 2014г. сократился на 24,6%, в т.ч. экспорт составил 1676,3 млн.долл. (снижение на 11%), импорт – 4069,5 млн.долл. (снижение на 29%).
Дефицит торгового баланса составил - 2393,2 млн. долл., и сократился на 38%.
За анализируемый период доля стран-членов ЕАЭС от общей внешней торговли Кыргызской Республики составила 41,8%, в том числе экспорт в страны-члены ЕАЭС – 23,8%, импорт – 49,2%. В общем товарообороте Кыргызской Республики доля России составила 24,9%, Казахстана – 15,8%, Беларуси – 1,2% и Армении – 0,01%.

Основные статьи экспорта КР в страны ЕАЭС выглядят следующим образом:

- в Россию – табак – 44% (от общего экспорта табака), хлопок-волокно – 53%, радиаторы – 59%, лампы накаливания – 39%, фрукты и овощи – 4,3% и т.д.
- в Казахстан – электроэнергия – 100%, молочная продукция – почти 100%, швейные и текстильные изделия – 94,5%, живые животные – 78,5%, овощи и фрукты – 68,8%, стекло – 46% и др.
- в Беларусь – радиаторы – 30%.
Импорт в КР из стран-членов ЕАЭС осуществлен:

- из России – нефтепродукты – 86,3% (от общего импорта нефтепродуктов), черные, цветные и недраг.металлы и изделия из них – 35,6%, продукция химической промышленности – 17,3% и др.
- из Казахстана – пшеница и уголь – 100%, минеральное сырье (песок, кварц, гравий, известняк, цемент) – 96%, газ природный – 77,2%, пшеничная мука – 88,3%, табачные изделия – 60%, продукты неорганической химии – 59% и др.
- из Беларуси – сахар – 16,3%, изделия из резины – 20%, транспортные средства и запасные части к ним – 9,1% и др.
Товарооборот КР со странами-членами ЕАЭС снизился на 21,2% и составил 2401,5 млн. долл. США, в т.ч. экспорт составил 398,8 млн. долл. США и сократился на 24%, импорт – 2002,7 млн. долл. США, и сократился на 20,6%.
Товарооборот КР с третьими странами составил 3344,3 млн.долл. и снизился на 26,8%, в т.ч. экспорт составил 1277,5 млн.долл. (снижение на 6%), импорт – 2006,8 млн.долл. (снижение на 35,6%).
Объем экспорта без учета золота снизился на 13,4% и составил 1010,9 млн.долл. Сокращение объемов экспорта обусловлено за счет уменьшения кспорта традиционных статей, таких как одежда и ее принадлежности на 59%, лампы накаливания на 20%, овощи и фрукты на 43,4%, молокопродукты на 22,7%, табак на 46,8%, хлопок-волокно на 34% и др.
Снижение импортных поступлений в товарной структуре наблюдается почти по всем основным статьям, таким как:
пшеница на 39%,
сахар на 31,5%,
нефтепродукты на 38% (бензин на 39%, дизтопливо на 4,2%),
газ природный на 20,3%,
одежда и ее принадлежности на 28%,
машины и оборудования, мех.устройства на 5,0%,
эл.машины и аппараты на 20,2%,
средства наземного транспорта и их части на 75% (из них легковые автомобили б/у почти на 98%) и др.
Расширение торгового сотрудничества с третьими странами
В прошлом году подписано с Соглашение о зоне свободной торговли ЕАЭС с Республикой Вьетнам, в рамках которого вьетнамской стороной выделена квота для стран ЕАЭС на поставку табака и табачных отходов в объеме 500 тонн, в рамках которой таможенная пошлина будет постепенно снижена с 10% до 0% в 2020 году. Ставка на необработанный табак и табачные отходы вне квоты составляет 80–90%.
Рассматривается возможность создания зоны свободной торговли государств-членов ЕАЭС с рядом стран - Иран, Египет, Израиль, Индонезия, Сингапур, Тунис, Камбоджа, Сербия, Индия - доступ кыргызских товаров на рынки данных государств – проведение переговоров по предоставлению преференциального режима тем товарам, которые представляют для Кыргызстана экспортный интерес.
В целях расширения своих экспортных возможностей Кыргызская Республика 29 января 2016 года получила статус пользователя всеобщей системы преференций (ВСП+).
Использование статуса ВСП+ является важным для КР в связи с предоставлением новых возможностей в увеличении и диверсификации своего экспорта на рынки Европейского Союза.
КР получила доступ осуществлять беспошлинный ввоз на более чем 6000 наименований товаров в страны Европейского Союза. В основном, это право будет распространяться на сельскохозяйственные товары, такие, как: фрукты, переработанные фрукты (консервы, соки), сухофрукты (грецкий орех, миндаль, фисташки), сырье (фасоль, горох), пищевые продукты, табак, а также текстиль, войлочные изделия, одежда, в том числе из кожи, ковровые изделия и др.
Ранее экспортеры уплачивали таможенную пошлину в размере 14,6% по некоторым видам фруктов и овощей, и до 5 - 9% на предметы одежды.
Исходя из действующих ставок таможенных пошлин Евросоюза, при участии республики в системе ВСП+, кыргызские экспортеры могут осуществлять ввоз указанных товаров на территорию стран ЕС по нулевым ставкам.
Это будет являться хорошим стимулом для привлечения инвесторов в КР и для создания экспортоориентированных предприятий.

Проблемы
Вместе с тем первые итоги показывают, что есть достаточно проблем, которые необходимо решить для получения больших эффектов от интеграции. К примеру, до сегодняшнего дня не получено признание эквивалентности системы ветеринарного контроля Кыргызстана, пока не сняты ветеринарный контроль на кыргызско-казахстанской границе.
(Ветеринарный контроль будет осуществляться на кыргызско-казахстанской границе до тех пор, не пока не будет реализован ряд оставшихся мероприятий по приведению системы ветеринарного контроля Кыргызстана в соответствие с требованиями законодательства ЕАЭС).
В условиях свободного движения товаров возросла конкуренция со стороны казахстанских товаропроизводителей в мукомольной, птицеводческой и других отраслях промышленности. В связи с повышением цен на услуги грузоперевозчиков, отечественные торговые предприятия теряют конкурентные преимущества, что негативно сказывается на объемах товарооборота.




Похожие новости: