Религиозный экстремизм в ЕАЭС: причины возникновения и методы противодйствия

09:29 17-06-2016

Религиозный экстремизм в ЕАЭС: причины возникновения и  методы противодйствия16 июня в Бишкеке прошел видео мост «Религиозный экстремизм в странах Прикаспия и Центральной Азии» в рамках которого эксперты Кыргызстана, России и Казахстана обсудили следующие вопросы:

• Причины и формы распространения религиозного экстремизма на постсоветском пространстве
• Направления противодействия религиозному экстремизму на международном уровне
• Профилактика религиозного экстремизма среди молодежи.

Публикуем основные тезисы выступлений экспертов:

Денис Бердаков, политолог, заместитель директора представительства Фонда "Евразийцы -новая волна" в КР^

«Говоря о противодействии религиозному экстремизму на страновом уровне ЕАЭС необходимо прежде всего помнить, что один из основных каналов вербовки кыргызстанцев в деструктивные псевдорелигиозные группы происходит в России и Казахстане, когда наши мигранты выезжают туда на заработки. До присоединения КР в ЕАЭС было сложнее – трудовые мигранты были более уязвимы перед вербовщиками. Жили компактно, прятались от представителей силовых структур их часто обманывали работодатели. Все это вкупе с профессиональной работой вербовщиков в Северного Кавказа создавало питательную среду для создания новых «спящих ячеек». Процесс культурной исламизации в Кыргызстане последние годы идет невиданными темпами, но, к счастью, пока не так много радикально настроенных среди них. Но отсутствие идеологии, нерешенные социально- экономические проблемы рано или поздно приведут к печальным последствиям уже в ближайшие годы. Молодежь радикализируется по причине закрытости социальных лифтов, отсутствия работы, внятной национальной идеологии и беззакония чиновников. Фонд «Евразийцы- новая волна» уже почти год активно занимается профилактикой борьбы с вовлечением молодежи в радикальные религиозные группы в рамках наших проектов «Интернет патруль» и «Форум театр». Долгое время роль Интернета и, в частности, социальных сетей недооценивалось как СМИ, так и органами исполнительной власти, чем воспользовались деструктивные силы в разных регионах мира. Сейчас социальные сети при геополитических конфликтах являются инструментами как организации и координации действий различных экстремистках группировок, а после служат средствами легализации в глазах общества «достижений» этих действий. Интернет – это область самовыражения молодежи, ее протест. Государству необходимо направить энергию молодежи в соц. сетях в конструктивное русло, превратив в « социально полезную игру» охоту на вербовщиков».

Активное использование информационных технологий с хорошим знанием этно психологии, психологии подростков, и социально уязвимых групп позволяют вербовщикам вербовать подростков почти из любых социальных групп в деструктивные и экстремистские группы. Этому способствует отсутствие психологической работы психологов со школьниками и студентами в Кыргызстане.


Алина Молдокеева, к.п.н. политолог. Преподаватель Международного Университета Кыргызстана:

«Низкий уровень знаний в теологии –это одна из основных проблем диалога между властью и исламом в республике. Сейчас благодаря всеобщей интеграции во всех сферах вербовщикам легче находить своих адептов через интернет, а именно социальные сети. Порой, молодые люди даже не понимают, как постепенно подвергаются чужим убеждениям, потому что всё начинается с обычной беседы. Именно эта часть настораживает, и эту угрозу нужно устранять, а не коситься с подозрением на каждого, кто совершает намаз. Не всякий террорист мусульманин, как и не всякий мусульманин – террорист. А недоверием мы только ухудшаем положение», - сказала Алина.
По её словам помимо интернета в Киргизии активная вербовка проходит через ряд ближневосточных стран с 90-х годов, когда начались образовательные программы. Студенты уезжают за рубеж и возвращаются уже со своим мировоззрением, которым делятся со своими друзьями и знакомыми. Получается такой сетевой вирус. Вначале «возвращенцев» обучившихся в различных религиозных центрах ближнего востока было не много, но сейчас они уже оказывают серьезное влияние на всю исламскую умму Кыргызстана.

Эльдар Идрисов, заместитель директора по науке и территориальному отделению ВШГУ Аф РАНХиГС, кандидат политических наук (г. Астрахань):

Мы видим, что проблемы религиозного экстремизма – они довольно общие для пост советского пространства. С точки зрения теории, мы видим ,что меняются религии. В 21 веке религия – это новая социально-политическая реальность, инструмент формирования идентичности. И сейчас уже на религиозная идентичность где-то становится важнее для людей, чем национальная. Мы живем в эпоху глобализации поэтому интернет стал средством трансляции религиозных ценностей и сейчас уже совсем не обязательно иметь учителя, наставника чтобы приобщиться к религиозной деятельности.

Интернет сильнее чем вербальные практики. Интернет убедительнее.

В любой религии тема справедливости, ее понимания – одна из ключевых тем. В современности из ходя из того, что общество распалось на различные ячейки - появляются много людей, социальных групп ,которые трактуют справедливость по своим канонам. И тут основа конфликта между государственным пониманием справедливости и мировоззрением ряда людей.


Полетаев Эдуард, политолог, руководитель ОФ «Мир Евразии»;

@В 90 годы был кадровый голод и тогда люди отучившиеся в профильных учебных заведениях получали иногда сразу высокие посты, не имея должного жизненного опыта. В Казахстане исторически было мало религиозных авторитетов, из-за этого появился кадровый голод еще в девяностых. Люди, не имеющие опыта, начинали проповедовать и иногда делали это не совсем правильно, а иногда не договаривали некоторые моменты. А учитывая то, что юношеский максимализм проявляется в той или иной мере, будь то футбольные фанатики или религиозные, здесь для вербовщиков появилось хорошее поле. Именно этот аспект нужно отсечь и усиливать теологическое образование. В Казахстане существует около 3 млн. самозанятых и их не всегда качественно охватывает государственная пропаганда по противодействию религиозному экстремизму. У нас высокая доля молодежи в структуре населения - это также накладывает свой отпечаток на особенность исламизации страны.

Есть проблема неофитов, т.е. новообращенных в ислам, которые не имеют твердой семейной традиции и поэтому попадают под салафитские более радикальные течения ислама. Как показывает опыт южного Казахстана: там где в годы советской власти до конца не был искоренен традиционный ислам, там ситуация с радикальными религиозными группами гораздо спокойнее.

Похожие новости: