Информационный ресурс "Евразийцы — новая волна"

На пути к Большой Евразии: цели и смыслы последних саммитов ОДКБ и ЕАЭС

Дата: 2022-06-20  ǀ  Категория: Новости

16 июня 2022 года на площадке дискуссионного клуба «Пикир» прошёл международный круглый стол на тему: «На пути к Большой Евразии: цели и смыслы последних саммитов ОДКБ и ЕАЭС». В мероприятии приняли участие журналисты, учёные, политики, общественные деятели, политические аналитики, эксперты по вопросам безопасности, военные эксперты Кыргызстана, России, Казахстана, Беларуси, а также студенты бишкекских вузов.

В ходе дискуссии эксперты обсудили следующие вопросы:

  1. Решения, принятые на юбилейном саммите ОДКБ в Москве, Евразийском экономическом форуме в Бишкеке и IX Российско-Кыргызской межрегиональной конференции в Екатеринбурге.
  2. Насколько эти решения реалистичны? Какую пользу они принесут странам ОДКБ, ЕАЭС и Кыргызстану, в частности?
  3. Возможные препятствия на пути реализации этих решений.
  4. Дальнейшая эволюция ОДКБ и ЕАЭС как ступень к формированию многополярного мира.

Партнёры мероприятия: Фонд «Евразийцы – новая волна», информационный мультимедийный портал «Кундеми».

Основные тезисы выступлений:  

Нурлан Досалиев, эксперт по вопросам региональной безопасности (Кыргызстан):

«Совет коллективной безопасности ОДКБ на юбилейном саммите организации выразил озабоченность ситуацией в Афганистане и на других внешних границах государств-членов ОДКБ. Отсюда выражение готовности обеспечить безопасность рубежей ОДКБ. Это означает сосредоточение основных усилий по внешнему периметру ОДКБ (ЕАЭС), в первую очередь – на госграницах с Афганистаном плюс на смежных участках. Здесь важно понимать: основные события ожидаются именно на афганском направлении, республикам Средней Азии нужно находиться в готовности к самым неожиданным разворотам событий. События в РК в январе 2022 могут оказаться цветочками.

Самый опасный вариант – прорыв многотысячной волны беженцев из ИГА в страны региона под воздействием масштабной эпидемии, войны, голода и т.д. - в совокупности с очагами дестабилизации в странах региона. Вполне вероятно, что Украина – это на самом деле «второй антироссийский фронт», а первым были и остаются Средняя Азия и Казахстан (с конца 1990-х годов регион сотрясают конфликты через каждые 2-3 года, т.е. исторически и логически Средняя Азия - это основная точка приложения усилий со стороны англосаксонского мира). Украинская проблема отвлекает на себя огромные силы и средства. Если рванёт в Средней Азии, хватит ли у ОДКБ сил на все республики?

Совет коллективной безопасности ОДКБ выразил озабоченность силовым вмешательством со стороны США и их союзников в кризисные ситуации в обход общепризнанных международных правовых норм и принципов; угрозой применения силы в нарушение Устава ООН; вмешательством во внутренние дела суверенных стран; нарушением прерогатив СБ ООН. И ради снижения напряжённости на континенте (Евразии) выразил готовность ОДКБ к практическому взаимодействию с НАТО. Почему?

Ответ: как никогда высок риск несанкционированного применения ОМП или других средств масштабного поражения населения и войск. Среди ОМП  главная опасность - это биооружие. Именно в противодействии ему нужна система раннего обнаружения (вирусов, бактерий и пр.). Биооружие не знает границ, могут пострадать обширные районы земного шара, в т.ч. в Европе. То есть страны Запада – члены НАТО, а также их союзники в Азии сами будут вынуждены бороться с последствиями несанкционированного  применения биооружия. Вот здесь и нужно будет взаимодействие ОДКБ с НАТО, ибо кадровые военные в НАТО – наиболее вменяемая и договороспособная часть управленческих структур на Западе.

Кроме того, уже в этом году наступит мощнейший перелом в мировой геополитике. Победа ВС РФ в конфликте вокруг Украины будет означать поражение США и всего Запада, причем для США поражение будет сильнее, чем поражение во Вьетнаме. Дальнейшее переформатирование мировой геополитики неизбежно приведёт к откату НАТО на позиции 1997 года. НАТО должно быть готово к этому военно-политически, экономически и психологически. Именно для этого нужно обеспечить переговорный процесс. В этих же условиях будет вестись работа по нивелированию возможных попыток со стороны США применения ядерного оружия (в период накануне краха американоцентричного мира возможны многие варианты). 

Фальсификация истории, героизация нацизма, упомянутые в заявлении Совета коллективной безопасности, так же лежат в одной плоскости противодействия международному терроризму и неонацизму. У этих явлений одни общие корни, созданы они одними и теми же международными силами.

Таким образом, Средняя Азия и Казахстан ждут своего часа в планах по дестабилизации региона со стороны США и их союзников. Масштабы дестабилизации могут оказаться неизмеримо больше тех возможностей, которыми обладают национальные оборонные и прочие структуры. И даже  участие сил ОДКБ может оказаться недостаточным. Настолько велики потенциальные угрозы безопасности странам региона, которые фактически разобщены по сравнению с советским периодом. Нет единой системы охраны границ, единой системы государственной безопасности, нет единых вооружённых сил, объединённых центральным командованием, готовых действовать по единому замыслу и планам.  Национальные ВС  вооружены устаревшими системами и видами вооружения и боевой техники, процент новой и новейшей боевой техники минимален. У всех отсутствует боевой опыт и слаженность. Явный недостаток офицерских кадров. ВС построены по устаревшей структуре (даже в Казахстане - стране «первой экономики региона» - к созданию Сил специальных операций приступили только в этом году!). Отсутствуют системы регулярного поступления разведывательной информации, в том числе из высокотехнологического сегмента. Как следствие, отсутствуют системы многоступенчатого анализа поступающей информации и выработки соответствующего прогнозного продукта.

Всё это имеется только в одной стране ОДКБ, Вооружённые силы которой находятся по ряду показателей на первом месте в мире. Это Россия.

Республикам Средней Азии и Казахстану необходима срочная выработка оценки назревающей обстановки и принятие решения, направленного на объединение усилий в сфере обороны и безопасности. Новое мироустройство не за горами, строить безопасность под эгидой РФ – не игра, а суровое требование времени».

Шерадил Бактыгулов, политолог (Кыргызстан):

«За 30 лет суверенитета Кыргызстан и Россия прошли путь от «знакомства заново» до тесного партнёрства и союзнических отношений. Кыргызстан сравнительно недавно, последние 7-8 лет, стал активно участвовать в разных форматах сотрудничества с РФ. Что примечательно, если прежде «горячее» сотрудничество было в политике, а в экономике отмечалась «прохлада», то за последние годы «горячее» сотрудничество наблюдается как в политике, так и в экономике. На первый план выходят равноправный диалог и взаимовыгодная кооперация.

26 мая в Бишкеке прошёл первый Евразийский экономический форум, ориентированный на малый, средний и крупный бизнес как стран ЕАЭС, так и третьих государств. Его цель - объединить инвестиционный и инновационный потенциал государств-членов Союза, сформировать кооперационные связи между бизнесом стран интеграционного объединения, а также обсуждение проблем и перспективы развития ЕАЭС. Иными словами, в ЕАЭС стремятся услышать реальные проблемы реального бизнеса, чтобы госорганы могли корректировать свою политику для обеспечения максимально благоприятного делового климата. В работе форума приняли участие около 2 500 человек из 25 стран, было подписано 17 документов.

Ещё одно интересное мероприятие состоялось 9 июня в Екатеринбурге – Девятая кыргызско-российская межрегиональная конференция. В работе конференции участвовали органы власти, представители бизнеса, эксперты, представители вузов КР, семи областей Кыргызстана, а также Бишкека и Оша и 18 субъектов РФ. В ходе конференции состоялось подписание ряда документов о сотрудничестве.  В рамках конференции прошёл Второй форум ректоров университетов Кыргызстана и России. Задача – развитие стратегического межвузовского партнёрства и научного сотрудничества России и Кыргызстана, которые включат в себя около 60 вузов с российской стороны и 30 вузов - с кыргызской».

 Никита Мендкович, глава Евразийского аналитического клуба (Россия):

«Мы сегодня вступаем в новую эпоху. Это связано с тем, что фрагментация мира наступила. Это то, что ярко показывает санкционная война против России – одно из наиболее крупных ограничений последнего времени. Уже лет 40 действуют санкции против Китая, под санкциями находится Иран, периодически под санкциями оказываются страны Ближнего Востока. Это всё накапливается бесконечно, как снежный ком. Совершенно очевидно, что планировать свою жизнь, исходя из модели глобальной экономики, уже просто невозможно. Её просто нет. Когда нужно по политическим причинам, вас либо отключают от глобальной экономики, либо (если даже вы «не при делах») отключают кого-то крупного – как сейчас Россию. От этого начинает лихорадить весь мир, включая ту же  Европу. 

Поэтому сейчас мы вынуждены переходить к модели мира, основанной на том, что глобальный рынок – не прочный, на него опереться нельзя, опираться нужно на региональный или иные союзы, которые жёстко спаяны политическими и экономическими интересами. 

Если мы говорим о ЦА, то доминирующим торговым блоком здесь является ЕАЭС со свободным движением капитала, товаров, услуг и, что немаловажно, рабочей силы. Основная проблема этого рынка в том, что не все страны используют открывающиеся возможности. Есть факт, что экономика КР может получать дополнительно несколько миллиардов долларов в год. Проблема в том, что эти деньги в значительном проценте попадают в очень узкий круг бизнесменов и не просачиваются в экономику. Либо теми же бизнесменами они уводятся из страны, например, в страны Ближнего Востока. Налицо пример неэффективного использования общего экспортного рынка. На текущий момент очень плохо работает система лабораторий на территории КР. Лаборатории выдают сертификаты для экспорта продукции в РФ и РК, они их выдают, но там очень большие взятки. Из-за чего в южных регионах (мне один бизнесмен об этом открыто говорил) складывается абсолютно дикая ситуация: приходится продавать продукцию без всяких сертификатов в Таджикистан, где есть свои лаборатории, которые выдают сертификаты по стандартам ЕАЭС. И таджики уже сами аккумулируют большой груз через Узбекистан в Казахстан и Россию. При этом, естественно, основная маржа остается у Таджикистана. 

На этих примерах я показываю, что потенциал ЕАЭС на самом деле большой. Это не только переводы от трудовых мигрантов, это очень большой объём выгод, которые либо используются не по уму, либо используются, но деньги выводятся из страны. Речь идёт о таких суммах, что Кыргызстана мог бы строить дорогу «Север-Юг» хоть ежегодно, горные хребты мог бы сносить.

Нужно отказаться от усилий по адаптации правил и стандартов под Европу или под США, потому что это абсолютно бесперспективный вариант. Нас там не ждут. Необходимо адаптироваться к реальным рынкам. Нужно усовершенствовать систему лабораторий. Нужно развивать логистические проекты – такие усилия способствовали бы, например, поставке таласских бобов в Турцию. Сейчас ставку нужно делать на развитие агробизнеса и агроэкспорта. В мире в следующем году намечается очень серьёзный кризис продовольствия. Кыргызстан имеет хорошее производство ряда сельхозтоваров, помимо этого страна имеет доступ к капиталу Евразийского банка для развития производства. Сию же минуту нужно начинать заниматься производством и перехватывать капиталы». 

Елена Кузьмина, заведующая сектором Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова, эксперт Российского совета по международным делам (Россия):

«Как раз сейчас в Петербурге идёт форум, на котором обсуждаются последствия санкций. Там говорят о том, что надо преодолевать экономические санкции, и ищут практические решения. Одним из важных направлений видится взаимодействие с третьими странами и поиск новых рынков сбыта.

Часто говорят о том, что Евразийский союз не работает или работает плохо, однако уже сейчас есть результат — синхронизация технических регламентов ЕАЭС и Китая. Это сделает возможным передвижение наших товаров и в Китай, и через Китай. Это важное достижение, потому что долгое время договорённости с Китаем называли преференциальным договором. Прорабатывать технические регламенты нужно не только в направлении Китая, но и в рамках Евразийского союза.

Чтобы осваивать наши рынки, тоже надо прорабатывать техрегламенты. Кроме того, продовольственная проблема назревает не только в мире, но и у нас. Поэтому мы налаживаем отношения с Ираном. Это важно с точки зрения развития логистики. От этого выиграют члены ЕАЭС в Центральной Азии. Мы создали новую комиссию по свободной торговле с Эмиратами, скоро будет подписан документ с Индонезией.

В целом вызовами для стран ЕАЭС остаются:

- взаимодействие с Китаем. Мы должны сохранить свои экономики, чтобы они не были поглощены первой экономикой мира – китайской;

- пандемия, последствия которой страны испытывают до сих пор;

- тотальные санкции против России и Беларуси — двух стран ЕАЭС. Они оказывают влияние, но, как оказалось, многие товары мы можем производить сами». 

Дмитрий Семченко, политический эксперт, член президиума оргкомитета политической партии «Союз» (Беларусь):

«Когда происходят какие-то события, идёт движение – это всегда лучше, чем когда все стоит на месте. И Евразийский форум в Бишкеке, и конференцию в Екатеринбурге я оцениваю положительно. На юбилейном саммите ОДКБ президент Кыргызстана единственный высказался о том, что необходимо вырабатывать общие подходы для смягчения последствий санкций, которые будут неизбежны. Да, они косвенно пришли через проблемы России, однако потом они придут и напрямую в ваш регион. В целом заседание ОДКБ произвело гнетущее впечатление: читающий по бумажке что-то невнятно президент Казахстана, остальные тоже по принципу «тихо и быстро всё решим и пойдём договариваться в закрытой части». Это, полагаю, говорит о том, что элиты руководства стран ОДКБ неадекватно оценивают ситуацию, они не поняли правильную позицию о том, что идет реальная война. 

 Одновременно идёт и будет развиваться экономический мировой кризис. Соответственно, в этой ситуации уже невозможно отсидеться. Возьму, в частности, пример Беларуси. Вроде бы и союзное государство, вроде и идёт какая-то интеграция, однако руководство страны не поддерживало активную интеграцию. Вот и выторговывали всё, строили козни России, для того чтобы были лучше условия. Тем не менее, санкции всё же пришли - и что выясняется? Закрытые порты, а основной экспортный товар – удобрения – остаётся в Беларуси. А что теперь? Теперь активно просят Россию разрешить строить порт. А когда его строить? 

Если смотреть в сторону Запада, то уже нет такой ситуации, когда достаточно не поддерживать Россию или Беларусь, что имело место, например, при голосовании в ООН. Запад теперь будет требовать: «Или вы прямо будете выступать против России и Беларуси, либо против вас будут санкции». Это произойдёт неизбежно. 

Надо понимать, что мы находимся в условиях обострившегося экономического кризиса. Чтобы эффективно и своевременно реагировать на санкционную борьбу, нам нужно принимать ускоренные решения, мониторить результаты этих решений и вносить правки. Мы находимся на передовой, поэтому необходимо повышать скорость реагирования на эти ситуации».



28 апреля 2022 года на площадке дискуссионного клуба «Пикир» прошёл международный круглый стол на

17 февраля в Бишкеке на площадке дискуссионного клуба «Пикир» прошёл круглый стол на тему:

20 января в Бишкеке на площадке дискуссионного клуба «Пикир» прошёл круглый стол на тему

Третий президент и рекордсмен по продолжительности работы на посту премьер-министра России Дмитрий

В Бишкеке 29 марта на площадке дискуссионного клуба «Пикир» прошел круглый стол. В нем приняли