Нужно дать разрешение играть всем, в том числе и гражданам Кыргызстана, достигшим 30-летнего
Информационный ресурс "Евразийцы — новая волна"
Госязык.kg: Парламент вам – не междусобойчик за кружкой пива
Дата: 2022-09-06 ǀ Категория: Новости / Кыргызстана
Вчера в ходе заседания комитета по аграрной политике, водным ресурсам, экологии и региональному развитию депутаты Жогорку Кенеша отказались слушать доклад чиновников на русском языке.
С докладом о поправках в Кодекс КР о неналоговых доходах на заседание явились заместитель председателя ГНС Исламбек Кыдыргычев, заместитель директора Службы водного хозяйства Абдибай Жайлообаев, заместитель министра сельского хозяйства Нурия Сооронова и директор департамента реализации инфраструктурных проектов Службы водного хозяйства Улан Торогельдиев.
Последний попросил парламентариев заслушать доклад на официальном языке, однако депутаты просьбу отклонили.
Как заявил председатель парламентского комитета Аманкан Кенжебаев, «чтобы развивать кыргызский язык, ранее мы решили слушать доклады только на государственном языке».
За докладчиков попытался заступиться депутат Жаныбек Кыдыкбаев, который отметил, что доклад касается изменений в Кодекс КР «О неналоговых доходах», и среди налогоплательщиков есть и те, кто говорит на русском языке, ну а к следующему заседанию, предложил парламентарий, они подготовят информацию на кыргызском языке.
Однако данное предложение коллеги Кыдыкбаева отклонили.
«Нас слушает вся республика, среди которых 80 процентов кыргызоговорящие и десять процентов, возможно, говорят на русском. Нужно уважать большинство», — заявил депутат Алишер Козуев.
Напомним, согласно статье 13 Конституции Кыргызской Республики, «Кыргызский язык - государственный язык Кыргызской Республики. Порядок применения государственного языка определяется конституционным законом. В Кыргызской Республике в качестве официального используется русский язык. Представителям всех этнических групп, образующих народ Кыргызской Республики, гарантируется право на создание условий для сохранения, изучения и развития родного языка».
Редакция «Кундеми» поинтересовалось у респондентов, «насколько правильно развивать государственный язык, запрещая использование другого языка?», и «не нарушают ли законотворцы Конституцию Кыргызстана»?Феликс Кулов, государственный деятель и лидер партии «Ар-Намыс»:
Согласно Конституции Кыргызской республики, в стране есть государственный – кыргызский и официальный – русский языки. И если кто-то хочет выступать на официальном языке, то он не должен быть ущемлен. Поэтому запретить человеку выступать на официальном языке депутаты не могут.
Аргумент, что таким образом развивается кыргызский язык, мягко говоря, примитивный. Почему? Да потому, что язык развивается не за счет этого, а за счет создания условий.
Когда я был премьер-министром, я выступал на официальном языке, но на поступающие после доклада вопросы отвечал на кыргызском.
Еще один нюанс: я не владею на кыргызском языке юридической терминологией, в которой очень много спорных моментов, а на русском языке более-менее понятно. Например, слово «диспозиция» попробуйте перевести на кыргызский язык…
Поэтому, чтобы точно выражаться, я вынужден был говорить на русском языке, а какие-то простые предложения – на кыргызском.
Что касается нашего парламента, поскольку Жогорку Кенеш – высший законодательный орган страны, то он, во-первых, должен быть обеспечен синхронным переводом, а во-вторых, он должен показывать пример не только толерантности, но и соблюдения Конституции страны.
И депутаты не правы еще в чем? Речь идет не только о филологической стороне вопроса, но и о сути предмета – о государственном подходе.
Нужно же было послушать докладчика, что он предлагает, а потом уже «раздолбать» с профессиональной точки зрения, если предложения и поправки неправильные. Это приоритет!
А уже потом можно было добавить, что «мало того, что вы не владеете профессионально вопросом, вы еще не знаете кыргызский язык». Это было бы по–государственному, а то, что депутаты сделали, – это чистой воды популизм.
В этом плане мне импонирует политика президента: кыргызский язык необходимо развивать, но не за счет запретов. Например, на одной из встреч с главой государства мы говорили «аралаш» – на кыргызском и русском, и ничего страшного не случилось, все всё понимали, меня президент не выгнал и ничего не требовал.
Ну, а молодым депутатам нужно учиться и изучить Конституцию, потому как такими поступками они получат не очень хорошее отношение от определенной части населения.Таалайбек Джумадылов, эксперт по вопросам нацбезопасности, ветеран спецслужб, полковник:
В соответствии с Конституцией Кыргызской Республики у нас есть государственный и официальный языки. Последний также является языком межнационального общения. И это не секрет, что у нас большое количество нормативно-правовых актов готовятся на официальном языке, а потом переводятся на кыргызский язык.
Во-первых, языковая политика – весьма тонкий инструмент, который нужно очень осторожно использовать. И на заседаниях ЖК нужно обсуждать предмет вносимого вопроса и рассматривать его по существу, а не спорить, на каком языке он должен быть представлен.
У нас в НПА не прописано, что докладчик должен выступать на государственном языке, а что не запрещено законом, то разрешено. Соответственно, каждый имеет право говорить на том языке, на котором считает нужным.
Нельзя развивать язык путем ущемления любого другого языка и уж тем более противопоставлять их: такая практика порочна – она может привести к возникновению дестабилизирующего фактора. И парламентарии оказывают медвежью услугу развитию государственного языка, давая пищу всякого рода «ура-патриотам».
Это чревато возникновением бытового национализма и языковых патрулей.Чолпон Джакупова, глава правовой клиники «Адилет»:
Я буду рассуждать не с точки зрения политики, а с точки зрения права. Депутаты хотят развивать государственный язык – это нормально и приветствуется, но дело в том, что любое решение, которое государственный орган принимает, в том числе и Жогорку Кенеш, должно основываться на нормативе, который запрещал бы использование языка, а таких нормативов нет.
И мне очень хотелось бы призвать государственных мужей все-таки сохранять культуру в делопроизводстве. Они должны понять, что государственный институт должен руководствоваться законами. Хотят что-то изменить – пусть вносят изменения в закон, который регламентирует это.
И пока закона, выводящего из обихода русский язык, – нет, то такое требование депутатов носит, мягко говоря, незаконный характер.
Это не междусобойчик, а высший законодательный орган, который должны принимать решения на основании нормативов, а не руководствоваться договоренностями за чашкой чая или кружкой пива.