Информационный ресурс "Евразийцы — новая волна"

Дорога в будущее Киргизии. Правда, о трассе «Север-Юг» есть и другие мнения

Дата: 2021-12-09  ǀ  Категория: Кыргызстана

 

Автомобильная дорога «Север-Юг», которая соединяет города Балыкчи, Кочкор, Чаек, Арал, Казарман и Джалал-Абад, протяженностью в 433 километра является одним из самых грандиозных инфраструктурных проектов Киргизии. Дорога, как уверяют власти страны, необходима, чтобы вдохнуть новый потенциал развития в экономику страны, а также в сферу туризма. Транспортная артерия позволит облегчить доступ к месторождениям полезных ископаемых и сельскохозяйственным угодьям в Тогуз-Тороузском, Ак-Талинском, Жумгальском, Кочкорском районах.

 

Карта автодороги «Север-Юг»

Большой интерес дорога представляет и для Китая. Реализация проекта позволит КНР создать более короткие транспортные коридоры в Европу (путь станет короче на 500 километров).

Китайское «полотно» сквозь Тань-Шань

Строительство автодороги началось еще в 2014 году, стоимость работ была оценена в 850 млн долларов. В 2018 году должны были завершить первую фазу строительства. Однако стоимость дороги выросла до 937,5 млн долларов. Инвесторами проекта стали китайский Эксимбанк, Азиатский банк развития и Исламский фонд развития. Процентные ставки Эксимбанка составляют 2%, АБР – 1,5%. 857,4 млн долларов – кредитные средства, 46,2 млн долларов – гранты, 33,7 млн долларов – собственные средства КР.

Первая фаза на участке Казарман – Джалал-Абад включала строительство тоннеля протяженностью в 3,8 км. Работы должны были завершиться еще в 2018 году, но из-за сложности сроки продлили на 30 месяцев. В 2021 году их продлили еще на 18 месяцев. Сложности также возникли и из-за несогласия местных жителей. Они были против того, чтобы через их села шла трасса. Стройку пришлось вести в объезд Джалал-Абада, на это потребовалось еще около 25 млн долларов.

Второй фазой альтернативной трассы стал участок Казарман – Арал длиной в 96 км. Здесь построили два эстакадных моста. 10 ноября этого года председатель Кабинета министров Акылбек Жапаров торжественно их открыл. Длина эстакадных мостов составляет 1076 и 396 метров соответственно. Подрядчиком строительства выступила компания China Road and Bridge Corporation. «Мы благодарны Китаю за содействие в строительстве столь сложных инженерных сооружений, а также местному населению за сотрудничество в данном процессе. Именно дороги играют большую роль в социально-экономическом развитии региона. Альтернативная трасса «Север-Юг» окажет существенное влияние на развитие экономики региона и республики в целом», – отметил глава кабмина.

 

Акылбек Жапаров открыл два эстакадных моста автодороги

Третья фаза – строительство 24 км дороги Баш-Кууганды – Кызыл-Жылдыз, 70 км Эпкин – Баш-Кууганды и 68 км Кочкор – Эпкин (до пересечения с дорогой Балыкчы – Бишкек – Нарын). В Минтрансе разъяснили, что строительство участка Баш-Кууганды – Кызыл-Жылдыз было приостановлено из-за пандемии в 2020 году, когда гражданам Китая было запрещено приезжать в Киргизию. В этом году заасфальтировано 10 км автодороги.

Трассу «Север-Юг» планировали открыть еще в 2018 году, однако теперь сроки перенесены на конец 2022 года. При этом многие эксперты уверены, что сдать в эксплуатацию объект смогут не ранее 2024 года.

Главное, быстрее начать…

При реализации столь грандиозного проекта не обошлось и без скандалов. Так как сроки сдачи объекта сдвигались не раз, летом 2021 года депутаты парламента создали временную комиссию для выяснения причин происходящего. Законотворцы с удивлением выяснили, что строительство было начато без детального проекта, а кредит Поднебесной оказался слишком дорогим, при этом республика была не вправе самостоятельно выбирать подрядчика. «Счетная палата проводит проверку строительства этой дороги, начиная с 2015-го. Сразу было выявлено несоответствие выполненных по контракту работ фактическим. Стоимость проекта строительства трассы Джалал-Абад – Казарман была определена на основе спутниковых данных и по предварительным расчетам. В результате получилось отклонение на $35 миллионов», – рассказал бывший тогда аудитором Счетной палаты Зарылбек Сатаев.

По словам тогдашнего заместителя министра транспорта и коммуникаций Уланбека Калмамбетова, проект реконструкции альтернативной дороги был составлен в спешке, поэтому не проводились топографические съемки. «Тогда очень торопили, поэтому проектирование делали на основе спутниковых съемок. Если бы провели топографические съемки, то ушло бы три-четыре года и расходы тоже выросли бы».

За время своей работы депутатская комиссия собиралась всего два раза, срок ее работы истек в начале осени, и чем проверка закончилась – широкой общественности до сих пор неизвестно.

А еще был неприятный инцидент с итальянской компанией. В 2018 году министерство транспорта и коммуникаций объявило тендер на 88 млн долларов на строительство участка Эпкин – Баш-Кууганды. Конкурс выиграла итальянская Todini Costruzioni Generali Company, оценившая свои услуги в 40 млн 751 тыс. долларов. Но в 2020 году договор с итальянцами пришлось расторгнуть из-за несоблюдения сроков реализации проекта. За два года объем выполненных работ в физическом выражении составил менее 10%. Позже стало известно, что во время проведения этого тендера заместитель министра транспорта Азимкан Жусубалиев требовал от Todini Costruzioni Generali Company 520 тыс. долларов за лоббирование ее интересов. Он был задержан при получении взятки в 50 тыс. долларов. Первомайский районный суд Бишкека приговорил Жусубалиева к 14 годам лишения свободы.

Спустя 8 месяцев после расторжения договора с итальянской компанией, 7 июля 2021 года, прошел новый тендер, в котором приняли участие пять компаний. Предпочтение было отдано China Road And Bridge Corporation.

Выгодно – невыгодно?

«Альтернативная дорога «Север-Юг» имеет стратегическое, экономическое и социальное значение для развития регионов и центральной части нашей страны. Объект позволит сократить транспортные пути и расходы на пассажирские и грузовые перевозки из южных регионов в северные. Улучшится доступ и к разрабатываемому угольному месторождению Кара-Кече, золоторудному комбинату «Макмал», а также к участкам Камбаратинских и Тогуз-Тороузской ГЭС. А это огромный экономический плюс. Строительство дороги будет также способствовать развитию международного и внутреннего туризма», – говорит экономический эксперт Гульмира Тышматова.

 

Строительство автодороги ведется на труднодоступных горных участках

Но есть и те, кто считает строительство автодороги «Север-Юг» неоправданным. Один из таких людей – экономист Петр Кузьмин. «Из-за сложного горного ландшафта стоимость одного километра этой дороги оценивается примерно в 2 млн долларов, при этом износ полотна будет масштабным, так как по дороге поедут большегрузы. Уже через 5 лет стране придется ремонтировать дорогу. На какие средства? Согласно кредитным соглашениям, республика будет рассчитываться за стройку века от 20 до 32 лет. Кроме того, не стоит и забывать о высокой стоимость грузоперевозок, которые напрямую будут влиять на стоимость товаров. Пассажироперевозки также будут дорогостоящими, небезопасными и зависящими от погодных условий, – уверен он. – Альтернативой этой автомобильной дороге может стать строительство железной дороги. Это в разы более финансово оправданно и экономически выгодно». 


Источник материала (части материала): Ссылка на источник

Генеральный секретарь Международного союза электросвязи (МСЭ) Чжао Хоулинь в эксклюзивном интервью

Евразийский экономический союз благополучно пережил пандемию и продолжает динамично развиваться.

Новый премьер Кыргызстана о планах наладить жизнь в самой неспокойной республике Центральной Азии.

В Евразии реализуется большое количество различных глобальных проектов, направленных на расширение