17 февраля в Бишкеке на площадке дискуссионного клуба «Пикир» прошёл круглый стол на тему:
Информационный ресурс "Евразийцы — новая волна"
Проблемы кыргызской трудовой миграции: причины и пути решения
Дата: 2022-03-02 ǀ Категория: Кыргызстана
В Бишкеке прошёл круглый стол на тему: «Проблемы кыргызской трудовой миграции: причины и пути решения».
В мероприятии, организованном дискуссионным клубом «Пикир», приняли участие представители госорганов, журналисты, политологи, эксперты по вопросам безопасности, общественные деятели Кыргызстана и России.
В ходе дискуссии эксперты обсудили причины возникновения «точек напряжения» в реализации прав трудовых мигрантов из КР на территории РФ. В частности, какие преференции, предусмотренные для трудящихся государств-членов ЕАЭС, применяются РФ в отношении трудовых мигрантов из КР, а какие на практике остаются нереализованными; проблемы трудовых мигрантов как повод для деструктивных сил к дискредитации ЕАЭС; пути решения проблем.
Основные тезисы выступлений:
Мээримбек Апышов, советник Отдела защиты прав и интересов граждан Департамента консульской службы МИД КР:
«Вступление Кыргызстана в ЕАЭС позволило гражданам республики: не брать разрешения на работу и патентов; пребывать на территории России столько, сколько необходимо согласно трудовому договору; при устройстве на работу представлять свои документы об образовании, которые признаются на территории России; посещать детям мигрантов детские сады и школы.
Однако наряду с преференциями есть и проблемы, которые необходимо решить. Одна из них – законодательная невозможность оформления обязательного медицинского страхования для членов семей трудящихся. Наши граждане на основании трудовых договоров могут оформить полис обязательного медстрахования, но законодательство РФ не предусматривает оформления такого полиса для членов их семей. Проводится активная работа по решению этого вопроса.
Ещё одна проблема – постановка на миграционный учёт. Многие граждане, приехав в Россию, не могут зарегистрироваться по месту фактического проживания. То есть наши граждане зарегистрированы по одному адресу, а фактически проживают в другом месте. Это связано с тем, что хозяева квартир избегают уплаты налогов государству и не заключают договор аренды.
Третья проблема – внесение граждан Кыргызстана в «чёрный список», если они совершили два или более административных нарушения. По итогам 2021 года в «чёрном списке» значатся 76 894 наших гражданина. МИД КР проводит работу по сокращению числа кыргызстанцев, которые попали в список.
В конце прошлого года в России вступили в силу законодательные поправки, предусматривающие обязательное медицинское освидетельствование, дактилоскопическую регистрацию и фотографирование иностранных граждан. В январе-феврале в многофункциональном миграционном центре «Сахарово» наблюдались большие очереди. По этой причине было проработано открытие отдельного коридора – входа в центр для граждан Кыргызстана и других стран ЕАЭС.
Кыргызстанцы также могут пройти медицинское освидетельствование в медучреждениях, которые утверждены местными органами власти. В Москве таковых 17. Дактилоскопическую регистрацию и процедуру фотографирования можно пройти в отделениях Федеральной миграционной службы по месту пребывания. Медосвидетельствование включает в себя общие анализы, проверку на наличие ряда заболеваний (ВИЧ, сифилис, туберкулёз), а также консультации психолога и нарколога».
Никита Мендкович, главаЕвразийского аналитического клуба (Россия):
«За время действия договора о ЕАЭС очень сильно углубилась интеграция кыргызстанцев в российское общество. Например, на прошлогодних выборах, в том числе в региональные парламенты, участвовало в качестве кандидатов более 20 уроженцев КР – этнических кыргызов, которые получили российское гражданство, преимущественно по спискам партии «Единая Россия». Хочу напомнить, что участвовать в выборах могут в равной степени в качестве избирателей и граждане Кыргызстана, но проблема в том, что здесь нужна регистрация - то есть можно голосовать на выборах местного самоуправления по месту регистрации. К сожалению, этим часто пренебрегают, в результате кыргызстанцы оказываются отрезаны от такой общественной жизни.
На мой взгляд, сейчас основные юридические вопросы, связанные с положением мигрантов, решены. Каких-то серьёзных юридических проблем, к счастью, нет. Знаю, что очень много вопросов порой вызывают решения о снятии отпечатков пальцев у мигрантов. Но, во-первых, сами граждане России при получении биометрических загранпаспортов уже в семь лет сдают отпечатки. Более того, с прошлого года в России начали вводить электронные паспорта, получение которых тоже предусматривает дактилоскопирование.
Теперь о том, какие проблемы есть. Первое – необходима полная легализация в трудовом поле всех трудовых мигрантов России, особенно, из Кыргызстана. Учитывая, что кыргызстанцы имеют практически равные права с россиянами, им по большому счёту оставаться в тени нет каких-то значимых причин. Устроиться на легальную работу более чем реально. Но без официальной регистрации, официальных документов просто никого на работу не возьмут, опасаясь большого штрафа. Это снимает риски, связанные с нарушением обязательств нанимателем – в случае чего можно банально обращаться в суд. Это также снимает угрозы, связанные с этническим криминалом. На 700-750 тысяч мигрантов, которые честно работают, приходится определённое количество людей, которые приезжают в Россию, чтобы грабить своих же соотечественников. От подобных угроз довольно надёжно гарантируют выход мигрантов в легальное поле, отсутствие у них боязни обращаться в правоохранительные органы и официальные инстанции.
Что касается включения кыргызстанцев в «чёрный список» за совершение административных нарушений, то существует сложившаяся практика: решением суда тому или иному мигранту может быть запрещён въезд в Россию. Я специально выяснял этот вопрос – наказание применяется дифференцировано. В зависимости от ситуации принимаются решения либо о штрафе, либо о выдворении в зависимости от тяжести нарушения, наличия рецидивов и прочего. По вопросу же о том, что, может, имеет смысл снижать практику включения в «чёрные списки» и депортацию, нужно, считаю, дискутировать. Либо нужно вносить специальные поправки в кодексы, более чётко регламентировать, где можно, а где нельзя применять депортацию. Либо это должен делать Президиум Верховного суда РФ, которые выносит разъяснительные акты. Считаю, что по этому вопросу нужно взаимодействие министерств юстиции стран-членов ЕАЭС».
Денис Бердаков, политолог:
«Население Кыргызской Республики составляет 6,6 миллиона человек, а к 2020 году 774 тысячи граждан Кыргызстана проживали за пределами страны. Примерно от 800 тысяч до 1 миллиона граждан республики (около 40 процентов рабочей силы страны) регулярно работают за границей, при этом около 50 тысяч кыргызстанцев ежегодно уезжают из страны на работу.
Они работают в различных секторах, включая розничную торговлю, гостиницы, рестораны, службы такси, строительство и сельское хозяйство. Около 76 процентов - моложе 35 лет и 53 процента – женщины. Трудящиеся женщины-мигранты в основном работают в сфере услуг, общественного питания, производства одежды и в качестве домашних работников.
В миграцию из Кыргызстана уезжает более 20 % экономически активного населения, в основном молодёжь в возрасте от 18 до 29 лет. Около 40% мигрантов – это женщины. Среди мигрантов преобладают жители южных областей, где высок уровень безработицы.
По данным Национального статистического комитета, в 2019 году денежные переводы мигрантов способствовали снижению уровня бедности в стране на 11,1 процентных пункта (с 31,2 процента до 20,1 процента), что свидетельствует о том, что 715 тысяч человек полагаются на эти переводы, чтобы избежать бедности. Переводы позволяют получающим их семьям увеличить общий доход, а также диверсифицировать источники дохода, создавая важный буфер против экономических потрясений, таких как пандемия COVID-19.
В 2021 году трудовые мигранты перевели в Кыргызстан $2 млрд 756,2 млн. Такие данные приводит Национальный банк республики. Из них 97,6% - это денежные переводы из России. При этом наибольшие суммы мигранты перевели в страну в июне и сентябре - $266,9 миллиона и $295,5 миллиона соответственно.
Действующая власть Кыргызстана прилагает очень много усилий для оказания помощи трудящимся в России. Ведутся постоянные переговоры, оказывается консультативная помощь. Например, недавно удалось организовать отдельный коридор в «Сахарово» для ускоренного получения всех документов, дактилоскопии. Идут постоянные визиты по линии МИД. Всё это делается, потому что есть понимание: достойное трудоустройство наших мигрантов за рубежом – основа политической стабильности. Их денежные переводы являются ключевыми в борьбе с бедностью».
Эдил Марлис уулу, президент МОО«Конгресс Тюркских народов»:
«В рамках ЕАЭС главным потребителем трудовых ресурсов является Российская Федерация. Если в 2020 году в России на миграционный учёт встали 8 миллион 327 тысяч иностранных граждан, то в 2021 году их количество составило уже 11 миллионов человек. Демографическая проблема на фоне развивающейся экономики заставляет Россию очень широко открывать двери для иностранных рабочих. Например, в нынешнее время только в Москве требуются более 300 тысяч рабочих разной квалификации.
Россия заинтересована в рабочей силе, и разговоры, что с её стороны есть какие-то препоны для мигрантов, в том числе из Кыргызстана, не соответствуют действительности. Если у тебя не хватает рабочих и ты их приглашаешь, то зачем ты им будешь создавать проблемы? Да, Россия ужесточает кое-какие законы, но всё это делается для безопасности государства. Это будет делаться и у нас, если в КР тоже будет большой поток мигрантов, мы тоже будем обязаны защищать свою страну и своих граждан, мы тоже будем должны обеспечивать безопасность.
Все проблемы, которые до сегодняшнего дня возникали, решались в рамках ЕАЭС – со стороны нашего посольства, Министерства иностранных дел, руководства страны. Всё можно решать в рамках закона, договариваясь, находя пути решения проблемы. То же самое и с введением обязательного медицинского осмотра для мигрантов. Принятие соответствующего закона в РФ привело к образованию очередей – все побежали проходить медосмотр. Власти КР оперативно сработали – добились открытия отдельного коридора для граждан ЕАЭС, проблема решилась. Сейчас посольство КР в Москве утверждает, что наши граждане проходят медосмотр максимум в течение 3 часов. Но здесь, конечно, не стоит забывать, что любую проблему, с которой сталкиваются наши мигранты в России, обязательно раздувают. Это делают силы, которые заинтересованы во вражде между государствами. Просто надо доносить правдивую информацию для всех.
Почему мы стали страной мигрантов, страной, которая производит трудовые ресурсы? Первая причина в том, что мы полностью уничтожили своё производство. Частые перевороты, безграмотная кадровая политика не создают климата для прихода инвестиций. Даже внутренние крупные инвесторы предпочитают вкладывать свои деньги в зарубежные предприятия. Поэтому мы имеем то, что имеем. На юге уже сложилась традиция – мальчик оканчивает школу, его женят и отправляют работать в Россию. Почему именно в Россию? Потому что там – никаких бюрократических препон: есть простая работа, не требующая никакой квалификации; сформирована среда с родным менталитетом; деньги, потраченные на дорогу, можно отработать за месяц.
Большой минус миграции в том, что из страны уезжает очень много квалифицированных специалистов. Массовая миграция – это убийство будущего Кыргызстана. Самая большая проблема – это дети мигрантов. Они остаются без воспитания, без родительского тепла, а это уже большой психологический удар для ребёнка. А ребёнок, которого забрали родители с собой за границу, становится уже гражданином той страны, где он пребывает. И даже, если родители вернутся, ребёнок не сможет здесь адаптироваться. Мы теряем следующее поколение».
Дмитрий Орлов, генеральный директор аналитического центра «Стратегия «Восток-Запад»:
«Как любой сложный процесс, миграция окружена большим количеством мифов. В странах, которые принимают мигрантов, эти мифы наиболее активно стали культивироваться после образования Таможенного, а потом – и Евразийского экономического союза. Некоторые эти мифы вполне безобидны. Но есть и такие, которые дискредитируют саму идею евразийской интеграции в глазах россиян. Мигранты здесь являются поводом для атаки.
Миф №1: мигрантов в России стало слишком много. По данным МВД РФ, с января по сентябрь 2021 года в России было зарегистрировано 10 616 980 иностранных граждан. В тот же период число иностранцев, указавших в качестве цели въезда в Россию «работа», составило 5 694 539 человек. Кыргызстанцев среди них – 623 465 человек. В 2020 году в России было зарегистрировано 8 200 000 иностранцев против 11 000 000 годом раньше. Сокращение объясняют пандемией COVID-19. Тем не менее, мы видим, что передвижение иностранных граждан в Россию – величина непостоянная, и способна меняться в разных условиях.
Миф №2: мигранты живут за счёт социальных пособий. На самом деле в России иностранные граждане, приехавшие на заработки, никаких материальных выплат не получают. Только в 2020 году Государственная дума РФ ратифицировала соглашение, согласно которому Россия обязуется выплачивать пенсии трудовым мигрантам из стран ЕАЭС за наработанный в стране стаж. Для сравнения: с 2000 года в Великобритании мигранты из континентальной Европы платят на 64% больше налогов, чем получают пособий.
Миф №3: мигранты занимают рабочие места россиян. Простой анализ открытых источников показывает, что мигранты часто выполняют работу, которую местные жители не хотят или не умеют выполнять. Работают иностранцы в сфере услуг, включая ЖКХ, на стройках, на сельскохозяйственных угодьях. По разным данным, в аграрном секторе России, например, задействовано в среднем 500 тысяч человек. В 2020 году из-за пандемии COVID-19 и ограничений въезда в страну российские аграрии понесли убытки из-за того, что некому было собирать урожай. Сами россияне работать на полях отказались.
Миф №4: мигранты – это источник криминала. Данные МВД России говорят иное: иностранцев, совершивших преступления — не более 3,7%.
Миф №5: мигранты разрушают идентичность принимающих государств, меняют их цивилизацию, культуру и религиозную основу. Здесь можно вспомнить высказывание Евгения Варшавера, социолога, руководителя группы исследований миграции и этничности, старшего научного сотрудника РАНХиГС: «Когда мы представляем классическое американское Рождество с носками, Санта-Клаусом, оленями, надо помнить, что эти традиции привнесли немецкие мигранты конца XIX века. На тот момент суровые англосаксонские протестанты праздновали Рождество совершенно иначе, и сложно себе представить, что в этом сообществе празднование было именно таким».
Алина Молдокеева, политолог, доцент Международного университета Кыргызской Республики:
«Оборотная сторона миграции – дети, остающиеся без родителей. Только в Иссык-Кульской области в начале 2019 года был зарегистрирован 7 201 такой ребёнок, из них 1 444 - в возрасте до семи лет, 5 757 – с семи до 18 лет. Всего семей мигрантов – 6 192, из которых 1 661 находятся во внутренней миграции, остальные 4531 – во внешней.
Согласно данным МВД, в 2020 году с началом карантина из-за COVID-19 количество фактов домашнего насилия в стране выросло на 62%. Всего было зарегистрировано 9 025 случаев семейного насилия, из которых до суда дошли лишь 947 дел. По официальным данным, в 2021 году зафиксировано 8 405 случаев домашнего насилия, что больше на 30% чем в 2020-м. 90% таких дел не доходят до суда и по различным причинам закрываются.
Руководитель Лиги защиты прав ребенка Назгуль Турдубекова сообщила, что причиной попадания детей в ситуации, когда они подвергаются давлению и насилию, является безответственное отношение родителей к своим собственным детям: «У нас ведь детей стали бросать, как будто вещь какую-то оставляют. Поэтому если ребёнок вдруг пропадает или его права нарушаются, никто не узнает об этом».
Бакыт Бакетаев, политолог, сопредседатель клуба «Пикир»:
«Власти Кыргызстана и России активно работают, чтобы устранить имеющиеся проблемы в сфере миграции. Но блогеры часто рисуют картину миграции исключительно чёрными красками. Они, например, распространяют новости о том, что в школах РФ дети мигрантов подвергаются насилию, их избивают. Хотя это могут быть единичные случаи, носящие бытовой характер. Но такие события особенно раздуваются. Есть блогеры, которые посвящают свои выпуски только негативу, связанному с мигрантами. Такие материалы набирают сотни тысяч, а то и миллионы просмотров.
Отделу миграции, МИДу нужно встречаться с такими блогерами, разъяснять им что к чему – где правда, а где нет. С ними нужно сотрудничать, а не бороться. Это бы имело положительный эффект. Тем более, в блогерской среде есть ребята, которые освещают очень нужные события. К примеру, последний визит наших депутатов в Москву и их встречу с В. Матвиенко. Есть организация «Мекендештерге жардам», которая оказывает помощь мигрантам из КР по всем направлениям – обеспечивает консультациями, помогает с ПЦР-тестами, вакцинами и пр. Идёт правильная координация между мигрантами и работодателями. Важно отметить, что у таких роликов в интернете очень мало просмотров. Необходимо помогать широкому освещению их деятельности».
Джами Аширов, эксперт по вопросам миграции (из Москвы):
«В связи с последними событиями в России положение мигрантов сейчас неоднозначное. Перебои с денежными переводами коснулись как бизнесменов, так и мигрантов. На фоне постковидного кризиса мигрантов в РФ стало очень много – больше миллиона человек. Например, в ближайших городах – Мытищи и Химки – 70-80% учащихся в классе – дети мигрантов. В связи с этим местное население начало возмущаться, и местами уже начинают ужесточать условия пребывания приезжих. К таким мерам можно причислить закон об обязательном прохождении медицинского освидетельствования (страхования) даже для детей мигрантов – с семи лет. Идёт большая социальная нагрузка на школы, детские сады. С другой стороны, такое положение дел говорит о том, что мигранты уже могут себе позволить привозить в Россию детей.
Как мы знаем, кыргызскоязычный сегмент социальных сетей оккупировали либеральные журналисты, там они работают системно, и поэтому каждое негативное событие по теме миграции раздувают до вселенского масштаба. Поэтому у многих мигрантов, которые получают информацию только посредством интернета, отношение достаточно негативное к местным властям в стране пребывания. И мы видим очень много драк с участием наших сограждан, и даже нападения на полицейских. К сожалению, такое имеет место быть.
Руководство Кыргызстана, чиновники стараются как-то решить эту проблему, но, к сожалению, у нас нет преемственности. Власть у нас часто меняется, и каждое новое руководство начинает всё с нуля».
По итогам дискуссии участники круглого стола выработали следующие предложения и рекомендации:
-властям КР ходатайствовать перед властями РФ о возможности рассмотрения вопроса отмены регистрации (постановки на регистрационный учёт) граждан КР при кратковременном выезде на родину на срок до 10 суток;
- рассмотреть возможность дополнительного упрощения принятия гражданства РФ лицами (в т. ч. детьми), чьи родители являются гражданами России;
- органам власти Кыргызстана усилить разъяснительную работу среди потенциальных трудовых мигрантов относительно условий работы граждан КР в РФ;
- организовать совместно с соответствующими ведомствами Российской Федерации широкую познавательную кампанию для улучшения имиджа России в глазах мигрантов и мигрантов - в глазах России;
- внедрить в Кыргызстане институт специального социального работника, который будет защищать права более 1,5 тысячи детей трудовых мигрантов, принять специальный закон о социальной службе.