Информационный ресурс "Евразийцы — новая волна"

Эксперты обсудили изменения в сфере образования: «Это – популизм!»

Дата: 2022-07-16  ǀ  Категория: Наши проекты

 

Дискуссия «Эксперименты в сфере образования. Возможные итоги и последствия», организованная фондом «Евразийцы – новая волна», затронула важные вопросы предстоящих изменений в системе образования Кыргызстана.

Для обсуждения участникам были предложены следующие темы:

- Возврат к началу учебного года с 1 сентября. «За» или «Против»?

-  Какова образовательная и экономическая выгода от предлагаемого перехода на 12 –летнее образование в школах?

-   «История развития религий» - для чего этот предмет в школьной программе образования светского государства?

-  Как и за счет каких предметов будет проходить внедрение в школьную программу новых учебных предметов по тюркской истории, культуре и географии?

         Алина Молдокеева, доцент Международного университета Кыргызской Республики:

       «Ранее на республиканском совещании работников социальной сферы министр образования и науки КР Алмазбек Бейшеналиев заявил о сокращении учебной нагрузки на школьников. По его словам, сейчас она составляет 1 тысячу 20 часов в год. «Это большая физическая и психологическая нагрузка на учащихся. Мы сократили ее до 820 часов» - сказал министр.

   На фоне сокращения общего количества учебных часов, существует опасение, что внедрение новых предметов: «История развития религии», «Общая тюркская история», «Общая тюркская литература» и «География тюркского мира» будет происходить за счет дополнительного сокращения часов преподавания таких школьных дисциплин и тем как: русский язык и литература, история Кыргызстана времен СССР и история Великой Отечественной войны».

    Павел Дятленко, доцент Кыргызско-Российского Славянского университета:

   За последние 30 лет характерными особенностями трансформации нашей системы образования стали частые изменения, не просчитанное копирование западной системы образования и ее элементов, внутренние противоречия, ориентация на рекомендации и гранты западных фондов и международных организаций, зависимость от изменений политической ситуации.

     Копируемые из западного образования отдельные элементы (так называемые «мировые стандарты», «общемировые тренды») открывают нашу систему образования для внешнего влияния, идеологического переформатирования и дальнейшей утечки мозгов, не учитывают интересы нашей экономики, отдаляют наше общество от наших стратегических партнеров – России и других стран СНГ.

      Внедрение турецких элементов в нашу систему образования, примеры – курс «Тюркская цивилизация» в рамках дисциплины «Всемирная история» в первом полугодии 6-го класса средней школы и недавно утвержденные учебники по «Географии тюркского мира», «Общей тюркской литературе» и «Общей тюркской истории», противоречит курсу Кыргызстана на евразийскую интеграцию с другими постсоветскими странами.

     Модернизация системы образования Кыргызстана возможна при отказе от необдуманного копирования чужой модели образования и ее элементов, ставшего привычным освоения западных грантов. К примеру, в Германии 12 лет обучения в школах предусмотрены только для тех школьников, которые потом пойдут поступать в ВУЗы. Кто не хочет получать высшее образование - учатся в школах 9 лет. У нас же, получается, все дети должны учиться 12 лет, даже если потом они не будут никуда поступать.

     Нам нужен переход к развитию своей модели образования, с учетом собственного исторического опыта, своих нынешних возможностей, интересов нашего общества и экономики, наших связей со стратегическими партнерами и соседями;

       Амантур Манапбаев, школьный учитель:

     «По результатам исследования экспертов 6 из 10 школьников Кыргызстана не способны применить знания в жизни. Так, согласно действующим системам оценки учебных достижений школьников, в среднем 60% учащихся школ не достигают базового уровня функциональной грамотности по чтению, математике и естественным наукам. Это означает, что школьники могут читать, писать, считать, но не понимают смысла прочитанного и не могут применить знания в жизни.

      Одной из основных причин низкого уровня школьного образования считаю, учебную нагрузку на детей. Количество часов в год намного больше чем в России! При этом российские школьники по уровню образование в мировом рейтинге занимают место на 31 строчку выше, чем Кыргызстан.

     На фоне вышеизложенного, остается неясным смысл введения в школьную программу новых предметов таких как история развития религий или история тюркского мира.

     В советское время в школах Кыргызстана изучалось 17 учебных предметов. Этого было достаточно, чтобы дети вырастали всесторонне развитыми личностями. Сегодня же изучается 25 учебных предметов, что значительно превышает общепринятые стандарты. И кто-то еще пытается добавить новых предметов.

    Также, стоит отметить один из ключевых факторов, негативно влияющих на успеваемость детей. Это инфраструктурное состояние школьных учреждений. На сегодня для полноценного охвата учащихся требуется строительство еще 670 новых школ. Переполненные классы напрямую влияют на качество образование школьников и являются дополнительной психологической нагрузкой на учителей. 

        Из почти 2300 школ каждая десятая находится в аварийном состоянии. Подобную расстановку дел, считаю недопустимыми.

       Мамед Тагаев, директор Института русского языка Кыргызско-Российского Славянского университета:

      «Не нужно слепо копировать западные образцы. Если человек может состояться, он состоится и за 10 лет обучения. 12-класс - это опять же материальные и финансовые затраты государства.

     Начало же учебного года с 1 сентября имеет не только организационную основу в виде календарных, ученых планов и сроков отпусков преподавателей. Уже есть и традиции и смысловая нагрузка. Я против того, чтобы ломать установившиеся программы. То, что дало уже свои результаты. 

      Что действительно нужно - это приспосабливать наши ценности к современным реалиям».

      Евгения Строкова, экс-депутат Жогорку Кенеша КР:

     «Образование - главная система в государстве, от правильного образования, которое параллельно идет с воспитанием, зависит все, что происходит в нашей стране.

    Я считаю разумным ввести предмет «История развития религий» в школьное образование. Сейчас много течений ислама и христианства и детям необходимо знать суть этих религий.  Но для того, чтобы сделать это, нужны грамотные преподаватели. В качестве примера можно взять школьную программу Узбекистана, где изучение религиозных вопросов считают необходимым рассматривать в едином предмете с общей этикой и патриотизмом...

       Сейчас у нас в стране получается, что в школьную программу добавляются предметы, но сокращаются часы и в итоге – у детей знаний нет. А все это объясняется тем, что нам нужно просто оправдать деньги, полученные в виде грантов, показать, что мы якобы делаем реформы.

      Относительно 12-летнего образования в школах, хотела бы обратить ваше внимание на то, что дети уже учатся 12 лет: с нулевого класса до 11-го. И фактически, ничего кардинально нового в системе не произойдет.

       Муратбек Иманкулов, ведущий специалист Кыргызской академии образования:

      «В обществе развернулась большая полемика - кто будет преподавать в школах новый предмет - «Историй развития религии»? Казалось бы, ответ прост. С 2000-х годов в нескольких наших вузах выпускаются специалисты-теологи и религиоведы.

      Но оказалось, что у этих выпускников нет педагогического образования, тем самым они не могут допускаться к преподаванию в школах. В том числе и данного предмета…

      По закону КР никакие религиозные организации не могут вмешиваться в школьное образование, поэтому никакой мулла не может и не будет преподавать в общеобразовательных школах. Во всех школах есть уже свои готовые специалисты - учителя истории, которым нужно немного подготовиться. Предмет называется «История развития религий» именно с расчётом, что его будут преподавать историки.

      Новые учебники по тюркской истории, литературе и географии также готовятся с целью изучения в рамках общего курса истории. Мы предлагаем новую концепцию преподавания истории. Основной акцент в изучении школьниками исторических событий должен делаться на историю Кыргызстана, после – Центральной Азии. Затем -  Евразийское пространство».

       Дамира Конокбаева, директор колледжа Бишкекского государственного университета им. К. Карасаева:

     «Новый предмет «История развития религий» нужно вводить, но только если это будет постепенно. Какие плюсы? У детей будет «подкованность» в этих вопросах, возможно снизится риск, что они пойдут за радикальными агитаторами. В любой религии самое главное- этическая ценность, что и нужно внедрять…

      У нас 12- летнюю систему образования вводят как-бы по двум причинам: первая - якобы, снижение учебной нагрузки на школьников, вторая - для возможности поступления нашей молодежи в западные ВУЗы, в которые без 12-ти летнего образования не принимают. Но при этом, как сегодня здесь было сказано, только около 2% выпускников наших школ пробуют поступить в западные вузы. Получается систему вводят ради этих двух процентов выпускников?  Я считаю - это обычный популизм.

       По поводу начала учебного года с поздней даты.  Причиной, возможно, является не только туризм, есть еще сельскохозяйственные работы. В сельских районах издавна еще две-три недели сентября детей привлекают на сельхоз работы. 1 сентября и 15-е, мне кажется, не такая большая разница, однако, если учебный год заканчивается фактически летом, это плохо сказывается на образовании.       

     Необходимо же учитывать климатические особенности нашего региона. С конца мая на большей части страны уже жаркая погода, которая снижает работоспособность детей». 

 


Экспертная дискуссия на тему: «Эксперименты в сфере образования. Возможные итоги и последствия»

На общественное обсуждение с 15 июня 2022 года выносится проект закона «О внесении изменений в

Третий президент и рекордсмен по продолжительности работы на посту премьер-министра России Дмитрий

28 апреля 2022 года на площадке дискуссионного клуба «Пикир» прошёл международный круглый стол на

17 февраля в Бишкеке на площадке дискуссионного клуба «Пикир» прошёл круглый стол на тему: