Информационный ресурс "Евразийцы — новая волна"

Угрозы и вызовы международной безопасности в 2022 году

Дата: 2022-01-24  ǀ  Категория: Наши проекты

Эксперты Кыргызстана и России совместно со студентами бишкекских вузов обсудили угрозы и вызовы международной безопасности в 2022 году. Дискуссию на такую тему организовал Фонд «Евразийцы – новая волна». Участники обсудили ряд вопросов, в частности – насколько близко мир подошел к красной черте, и какие меры должны предпринять ведущие страны мира по разрядке напряженности.

Отмечая актуальность мероприятия, политолог Шерадил Бактыгулов обратил внимание на активизацию диалога между Россией и США. «В первой половине января прошли переговоры представителей двух стран о гарантиях безопасности, которых Москва добивается от НАТО. Разговор вышел достаточно жестким. Но позитивен уже тот факт, что он не завершился скандалом, и переговоры получат продолжение, как это и было запланировано изначально. Теперь Женева: вопросы безопасности обсудили главы внешнеполитических ведомств России и США – Сергей Лавров и Энтони Блинкен. Переговоры продлились недолго и не завершились прорывом. Но мы понимаем, что это один из этапов переговоров и следует ожидать дипломатического решения».

Таалайбек Джумадылов, эксперт по вопросам национальной безопасности: «Мы являемся свидетелями исторических событий: происходит демонтаж системы коллективной безопасности, сложившейся после Второй мировой войны. Факторов здесь много – двадцатилетняя военная кампания коллективного Запада в Афганистане была провалена, американцы были вынуждены в ускоренном темпе покинуть страну. Второй глобальный вызов – это усиление противостояния геополитических игроков. США официально объявили своими противниками Российскую Федерацию, Китай и Иран. Это отражено в их стратегических документах по обеспечению национальной безопасности. Идет попытка использовать малые государства. Ярким примером такого геополитического хода стали последние трагические события в Казахстане. Третьим вызовом стала пандемия коронавирусной инфекции. Судя по всему, эти глобальные процессы будут в тренде ближайшее время.

События последних лет в Белоруссии, Армении и Казахстане показывают, что период многовекторности в политике заканчивается. Нам нужно четко определиться, кто настоящий союзник, с кем мы должны быть партнерами и где у нас приоритеты».

Мирослав Ниязов, бывший посол Кыргызстана в Афганистане: «Никто не ожидал, что распад СССР принесет огромные изменения в миропорядок. Но факт: то, что мы имеем сегодня – политическая нестабильность, экономические проблемы, угрозы международного характера, это и есть следствие развала СССР. Россия находится в тяжелом положении. США и европейские страны направили все усилия на то, чтобы раздробить РФ. Ничего нового здесь нет: в свое время этого же хотели и Наполеон, и Гитлер. Впрочем, могущества державы они не учли.

Сегодня война США не нужна, во всяком случае на Западе. Однако болевой точкой нашего времени является Украина. Ее всячески вооружают и помогают ей в этом Штаты и Европейский союз. Россию выставляют здесь мировым агрессором, хотя именно ей брошен серьезный вызов. Европа и Америка себя обезопасили. Если и будет война, то не на их территории».

Евгений Каблуков, Чрезвычайный и Полномочный посланник КР: «Если послушать выступления центральноазиатских лидеров, то они называют стратегическими партнерами всех – и Россию, и США, и Европейский союз. Тем самым понятие «стратегический союзник» потеряло свой смысл. Действительно, мы называем РФ стратегическим союзником, но ни одно государство Центральной Азии не признало Крым российским. Получается, что мы, как заявил один из наших политологов, – не стратегические союзники, а стратегические попутчики.

Мы наблюдали и за тем, что происходило в Казахстане – чтобы не говорили, но это была попытка сделать цветную революцию.  Если внимательно почитать статьи по РК, там всплывают интересные вещи. Во-первых, под Алматы находится секретная американская лаборатория, где работают американские ученые. С 2001 на ее работу было выделено 3 миллиарда долларов. Помимо этого, на казахских полигонах, расположенных недалеко от границ с Россией, временами проводились совместные учения с американскими военными подразделениями. Американцы создают в наших государствах так называемые «пятые колонны». Что касается ОБСЕ – я был заместителем посла и знаю эту организацию изнутри – она сейчас не выполняет миссию, ради которой создавалась. ОБСЕ превратилась в школу демократии для молодых независимых государств. Все вопросы, связанные с безопасностью, отданы на откуп НАТО, а экономические – Европейскому союзу».

Мурат Бейшенов, экс-заместитель министра обороны КР: «Миссия в Казахстане для ОДКБ, безусловно, стала первой реально успешной операцией. Это радует, поскольку было обидно осознавать, что  средства, выделяемые в большом объеме, себя не оправдывают. Мы ждали реальных действий, пользы от организации. Важно отметить, что очень хорошо проработали и юридическую сторону. Поправки 2002, 2005, 2010 годов об этом свидетельствуют. Это хороший повод показать ООН и НАТО, что все было сделано правомерно. Конечно, есть нюансы, к примеру, – порядок принятия решений в каждой отдельной стране, статус всех миротворческих сил и т.д. Нужно учесть - что будет, если конфликт разразится между членами ОДКБ?

Сейчас Казахстан - тема №1, но мы не должны забывать про Афганистан. Там очень тяжелая ситуация: цены растут, коронавирус никто не отменял. Не случайно Эмомали Рахмон поднимает вопрос укрепления границ Таджикистана. Афганская угроза касается не только Таджикистана, это касается всех членов ОДКБ».

Рысбюбю Бейбутова, декан факультета Международных отношений КНУ им. Ж. Баласагына: «Центральная Азия может представлять из себя какую-то политическую силу только в случае, если взаимоотношения между странами будут тесными. А для этого в каждой стране региона должны быть приличные социально-экономические условия, должно быть единство и самое главное – мы должны быть к этому готовы. Об этом необходимо подумать сегодня. Через 10 лет вопрос будет стоять иначе».

Мурат Суюнбаев, политолог, профессор КРСУ им. Б. Ельцина: «Четверть века назад на экспертном уровне был принят постулат – если в Центральной Азии произойдет вооруженный конфликт, то он произойдет из-за воды. Так оно и случилось. За это время изменилось достаточно многое, причем в худшую сторону. Во-первых, ухудшились внешние условия, я имею ввиду афганскую границу. Во-вторых, численность населения выросла. ЦА отличается повышенной рождаемостью, при этом 2/3 населения живет в селе и занимается сельским хозяйством. А в нашем экстрааридном регионе сельское хозяйство без воды невозможно. Ситуация ухудшилась и вследствие того, что наш регион, как и весь мир, подвержен глобальному изменению климата. На этом фоне 6-7 лет назад Кыргызстан вышел из состава Международного фонда спасения Арала – вполне возможно, что это создало предпосылки/условия для определения новых институциональных рамок в решении этого вопроса. Дело в том, что Международный фонда спасения Арала был создан в советском формате. Это неправильно, потому что трансграничные, пограничные водные ресурсы региона относятся не только к 5 постсоветским государствам, которые входят в этот фонд. К примеру, в Китай текут воды кыргызских рек Сары-Джаз, Аксай, из Китая в Казахстан течет река Иртыш, более того – 27%  водных ресурсов Аму-Дарьи формируется на территории Афганистана. Если в Афганистане ситуация улучшится и люди начнут заниматься сельским хозяйством, то им понадобится вода. Однако она уже давно используется Таджикистаном, Узбекистаном и Туркменией. Часть водных ресурсов региона формируется на территории Ирана.

Таким образом, постсоветские институциональные рамки слишком узки для решения этих вопросов. Надо задуматься над тем, в каких рамках или в каком формате можно действительно эффективно решать трансграничные вопросы, связанные с использованием водно-энергетических ресурсов. Учитывая, что энергетическая система в регионе в значительной мере держится на использовании именно водных ресурсов».

Бакыт Бакетаев, политолог: «Мы все сегодня находимся на очень тонком льду. Не только США, Россия, но и Кыргызстан. Человеческая цивилизация подвела нас к такой черте. И в этой ситуации мы должны быстрее двигаться. Очень хотелось бы, чтобы все высказанные сегодня тезисы взяли на заметку представители госорганов».

Алексей Кочетков, политолог, президент фонда «Народная дипломатия» (Россия): «Мир сегодня зашёл в такую стадию международных отношений, когда полностью пересматривается система современного мироустройства. Россия, являясь противником американской доктрины, может предложить миру альтернативный путь развития. Российская Федерация уникальна тем, что по своим цивилизационным основам является европейским государством, но при этом исторически сложилось так, что она представляет собой альтернативу западноевропейской цивилизации. Россия на сегодняшний день соединяет в себе основы традиционного общества и большой потенциал по строительству общества социальной справедливости. Если российское общество и наши союзники найдут в себе силы, то мы вполне сможем вернуться к построению союза государств, основанного на принципах социальной справедливости и уважения к общим интересам».

Алина Молдокеева, политолог, доцент Международного университета Кыргызской Республики (МУКР): «Как преподаватель я часто наблюдаю за тем, что молодежь достаточно пассивно относится к событиям вокруг. Я всегда призываю к тому, чтобы студенты активно выражали свою гражданскую позицию. Гражданственность как состояние нужно развивать, нужно над этим работать. То, что происходит вокруг нашего государства, вокруг наших союзников, партнеров – касается и нас. Насколько успешно будет развиваться сотрудничество Кыргызстана, например, с ОДКБ, ШОС, ЕАЭС, настолько защищены и развиты будем мы».

Баястан Эсенбеков, студент МУКР: «Я считаю, что в ближайшее время угрозу будет представлять турецкий вопрос, а также противостояние двух политических игроков Турции (президента Р.Т. Эрдогана и оппозиционера Ф. Гюлена). Основным геополитическим проектом Эрдогана, который Турция в последние годы транслирует странам Центральной Азии, является пантюркизм. Эта идеология предполагает последовательные шаги по интеграции всех территорий, населенных тюркоязычными народами, которые расселены на пространстве от Средиземного моря до Алтая, в единое общетюркское государство «Великий Туран». Если раньше пантюркистские интеграционные процессы в значительной степени были сосредоточены в области культуры, экономики и дипломатии, то в последнее время активное развитие получили контакты между тюркоязычными государствами в военной сфере. Таким образом, достичь успеха в своих пантюркистских устремлениях Турция может через усиление влияния на военную элиту среднеазиатских государств.

Что касается оппозиционного исламского проповедника Ф. Гюлена, то всему миру известно его противостояние с Анкарой. Неоднократно именно Гюлена обвиняли в организации терактов в Турции. Также не исключается участие его сторонников в террористических акциях за рубежом. Поэтому, я считаю, что это довольно большая угроза безопасности в ЦА».

Александра Неронова,доцент КРСУ им. Б. Ельцина: «Если говорить об угрозах и вызовах для Центральной Азии, то проблемы внутренней стабильности в регионе останутся еще надолго. Турбулентность запущена и никуда уже от этого не деться. Новые потрясения, к сожалению, ожидаются. Поэтому так важно делать акцент на сотрудничестве в рамках ОДКБ».

В мероприятии приняли участие более 50 человек: политологи из Кыргызстана и России, кыргызстанские дипломаты, эксперты в вопросах безопасности и госуправления, а также преподаватели и студенты Международного университета Кыргызской Республики, Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б. Ельцина и Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына.

   


10-13 января Россия провела три раунда переговоров с США, НАТО и ОБСЕ о гарантиях безопасности.

Последние несколько дней мир пристально наблюдал за попытками российских и западных дипломатов

Уходящий 2021 год стал бурным в европейской политике и отношениях России и Запада. Москва

Глава МИД России Сергей Лавров и госсекретарь США Энтони Блинкен 21 января начали переговоры по